Удельный парк считается одним из самых красивых и романтичных мест в Петербурге. Фото из группы «Защитим Удельный парк!» в «ВКонтакте»
«Живой город» и «Красивый Петербург», представители партий и беспартийные активисты уже несколько дней раздают листовки у станций метро и вывешивают объявления в соцсетях, приглашая горожан на митинг, который начнется завтра в середине дня в одном из красивых мест города. Этому романтичному месту грозит участь быть разрезанным пополам из-за строительства автодороги М7. Речь идет об Удельном парке на севере Петербурга.
Конфликт между сторонниками сохранения парка, территория которого и без того изрядно уменьшилась, и сторонниками строительства автодороги (таковые в основном работают в органах власти) длится уже несколько лет. Так что этот митинг далеко не первый и, несмотря на свою «окраинность», собирает не одну сотню участников. Нет счета петициям и письмам в разные инстанции. К борьбе за парк подключались политики, в том числе депутаты от разных партий. В прошлом году аппарат вице-губернатора Марата Оганесяна, отвечавшего тогда за дорожные вопросы, было успокоил людей, сообщив, что проект дороги откладывается как минимум до 2020 года, потому что на него в бюджете нет денег. Однако внезапно в этом году среди лета стало известно, что трассировка дороги завершается и проект будет передан инвесторам. «Это магистраль № 7, она даст выход на Приозерское шоссе, ее ориентировочная стоимость составит 120 млрд руб.», – заявил вице-губернатор Петербурга Игорь Албин.
«Я хотела хотя бы полторы недели отдохнуть за городом, но пришлось вернуться, потому что стало понятно, что надо собирать митинг», – сказала «НГ» координатор «Живого города» Наталья Сивохина. Корреспондент «НГ» застал ее у станции метро «Пионерская», где Сивохина раздавала листовки. «Тут, в этой части города, единственное место с живой природой, белочки, птицы, многим живущим здесь людям физически трудно добраться на свежий воздух в какие-то иные места, – подчеркивает Наталья Сивохина. – Проект проложить дорогу через парк существует довольно давно, с 1980-х годов, но с тех пор дорожное движение, мягко говоря, сильно изменилось. Трасса нанесет реальный ущерб природе и людям, при этом она все равно не решит транспортной проблемы».
Удельный парк пока не может похвастаться особой блистательностью. Но он уютен и разнообразен с точки зрения растущих здесь деревьев и обитающей фауны. Здесь есть пруд, горки для зимних катаний. Популярен он был всегда, и не только у «простонародья» – так, здесь есть обветшавшее задние бывшего ресторана «Охотничий домик», где в пресловутые 90-е любили собираться питерская номенклатура и питерский криминалитет. Вместе с тем здесь хватает места и для прогулок, и для времяпрепровождения сторонников здорового образа жизни – забеги, тренировки. Здесь есть тренировочная база «Зенита».
При Петре Первом на этом месте выращивали корабельную сосну. История собственно парка ведет начало с 1832 года, когда при Удельнинском лесном училище была создана «лесная дача», где крепостных учили лесному делу. Потом земли училища стали сдаваться под загородные дачи. А в конце XIX века в бывших корпусах училища устроили психиатрическую лечебницу, в советское время получившую имя пламенного революционера Скворцова-Степанова и существующую по сей день. Парк же стал парком, он расширился, пострадал в войну и был восстановлен.
Дорога М7, считают участники протеста, разрушит сложившуюся экосистему, поставит под угрозу территорию важного здесь трамвайного парка и ухудшит качество жизни маломобильного населения, которого в этом краю почти треть. Магистраль загрязнит близлежащие рекреационные зоны – например, Суздальские озера. Градозащитники, среди которых немало автомобилистов, считают, что при этом предполагающуюся функцию дублера загруженного Выборгского шоссе новая трасса все равно не выполнит, ибо машин в городе становится все больше, а транспортные возможности «старого коридора» пока не исчерпаны – вместо стройки «по живому» нужно плотнее заниматься грамотной организацией транспортных потоков и поиском разумного баланса между личным и общественным автотранспортом – к примеру, созданием выделенных полос.
Санкт-Петербург