На фото мечеть Марджани. Фото сайта wikipedia.org
Всетатарский общественный центр (ВТОЦ) обратился к президенту Татарстана Рустаму Минниханову с критикой инициативы установления в Казани памятника императрице Екатерине II. Татарские националисты убеждены, что «памятник в столице Татарстана царице, на чьей совести геноцид ногайцев, изгнание крымских татар из Крыма, жестокое подавление Пугачевского восстания – идея более чем странная». Вчера началось онлайн-голосование за лучший проект памятного знака. Однако, как сообщили СМИ, мэр Казани Ильсур Метшин распорядился конкурс провести, но памятник пока не устанавливать.
Перед этим активисты ВТОЦ собрали немногочисленный митинг в парке на окраине Казани. Помимо настойчивой антиекатерининской риторики митингующие потребовали «вернуть татарскую историю в столицу Татарстана».
«Мы считаем, что доминантой генплана и архитектурного облика должно быть то, что Казань – это столица Татарстана, мировая столица всех татар, что у Казани должен быть татарский облик», – заявили националисты в резолюции митинга.
По мнению активистов, «татарский облик» выражается в переименовании улиц и станций казанского метро на татарский лад (см. «НГ» от 26.04.16). Строящуюся станцию метро «Дубравная» они предлагают назвать в честь легендарной царицы Казанского ханства Сююмбике, объясняя это тем, что из 11 существующих станций казанской подземки ни одна не имеет татарского названия. А вместо памятника Екатерине II в Казани предлагается поставить четыре конные статуи исторических вождей татарского народа – на въездах в город с севера, юга, запада и востока. На коней предлагается посадить Алмыш-хана, Улуг-Мухаммеда, Бахтияра Канкаева и хана Батыя.
Казанская мэрия объявила о конкурсе на лучшую концепцию памятника Екатерине II весной с.г. Таким образом, городские власти планируют увековечить имя российской императрицы, впервые с момента падения Казанского ханства разрешившей татарам строить каменные мечети. Одним из первых против идеи высказался муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. По его мнению, в Старо-Татарской слободе «нет надобности в памятнике Екатерине II». «Мечеть Марджани сама как памятник Екатерине II, и этого достаточно. Гостям мечети, туристам рассказывают, что эта мечеть была построена с ее разрешения», – сказал муфтий.
Интересно, что в новейшей казанской истории уже был прецедент, когда национально ориентированные татарские общественники успешно заблокировали идею появления в Казани памятника российским царям. В 2005 году мэрия Санкт-Петербурга решила презентовать столице Татарстана скульптуру Петра I в честь 1000-летия города. Памятник должен был открывать Петербургскую улицу в самом центре столицы региона. Татарские националисты хором высказались против царя-реформатора. Идею также раскритиковал тогдашний советник президента республики по политическим вопросам, а ныне вице-президент Академии наук Татарстана Рафаэль Хакимов. «Для истории России это настолько неоднозначная фигура, что невозможно сказать – принес он больше вреда или пользы. Зачем нам этот памятник?» – задался Хакимов вопросом, и монумент Петру был спешно заменен памятником советскому историку-этнографу Льву Гумилеву – «русскому человеку, всю жизнь защищавшему татар от клеветы», как сказано на гранитном постаменте.
Казань