Дмитрий Медведев и Андрей Воробьёв приняли участие в открытии международного аэропорта Жуковский. Фото Андрея Жабина
Представители федеральных и подмосковных властей вчера посетили новый международный аэропорт Московского авиационного узла, полностью готовый к обслуживанию пассажиров. Аэрогавань в подмосковном Жуковском дополнит традиционные воздушные ворота региона – Шереметьево, Домодедово и Внуково. Первые полеты состоятся в июне, и уже в этом году по планам будут перевезены 2 млн пассажиров.
На открытии аэропорта побывал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, отметивший важность этого события для всей страны. Создание Жуковского делает пользование авиаперевозками более удобным, отметил премьер-министр: «Это всегда вопрос экономического выбора. То, что такое предприятие появилось и начинает эксплуатацию, создает дополнительный набор возможностей». Популярность Жуковского в значительной мере будет зависеть от условий его работы. «От вас все зависит, какие льготы и тарифы вы предложите нашим пассажирам, они деньгами проголосуют», – напутствовал Дмитрий Медведев руководство аэропорта.
Губернатор Московской области Андрей Воробьёв, в свою очередь, подчеркнул, что для региона Жуковский является стратегически важным проектом. «Около 10 тыс. мест будет создано в этом современном комплексе. Все развивается динамично и по плану, 2 млн пассажиров – это первое, что мы увидим в первый год существования», – сообщил глава области. Первые 20 рейсов начнут выполняться со второй декады июня, причем тарифы будут очень доступными, отметил Андрей Воробьёв. На церемонии открытия были подписаны соглашения о перевозках с четырьмя авиакомпаниями: киргизской Air Kyrgyzstan, казахстанской SCAT, российскими «Скай Гейтс Эйрлайнс» и «Авиастар-ТУ».
Андрей Воробьёв также обратил внимание на стратегически важную задачу – обеспечить удобные условия проезда пассажиров к аэрокомплексу. «Мы вкладываем первые 2 млрд руб. в автомобильную дорогу, которая примыкает к аэропорту и выводит на Москву и на железнодорожную станцию «Отдых», – из двух полос мы сделаем четыре», – рассказал губернатор. Дорога будет готова в следующем году.
Аэропорт в Жуковском – новый только по функционалу: собственно аэродром появился здесь еще в начале 40-х годов. Многие десятилетия уникальная авиационная инфраструктура – например, самая длинная в Европе взлетно-посадочная полоса (5,5 км), позволяющая принимать все типы воздушных судов без ограничения взлетной массы – служила задачам Летно-исследовательского института им. М.М. Громова. Здесь проводились испытания воздушных судов, летала грузовая авиация, с 90-х годов проходит всемирно известный авиасалон «МАКС».
В 2014 году новый инвестор – госкорпорация «Ростех», возглавляемая Сергеем Чемезовым, – утвердил масштабный проект превращения аэропорта в крупный международный авиакластер. Первый ее этап реализован: сдан пассажирский терминал площадью 15 тыс. кв. м, рассчитанный на прием 4 млн пассажиров ежегодно. Сопутствующая инфраструктура также полностью готова к полетам, вся разрешительная документация для начала работы получена.
К 2021 году, в рамках второго и третьего этапов проекта, будет построен еще один пассажирский терминал площадью 30 тыс. кв. м, нынешний расширят, создадут современный карго-центр класса А, задействуют вторую полосу – все это позволит увеличить пропускную способность до 12 млн человек и 40 тыс. т грузов в год. Предусмотрено также создание многоуровневых краткосрочных и долгосрочных парковок, офисных зданий, гостиничного комплекса, торговых центров, центра техобслуживания. Причем именно дополнительная инфраструктура по планам обеспечит аэропорту около 70% доходов. В следующем году Жуковский первым среди российских аэропортов собирается провести IPO. Реализация проекта создаст 13 тыс. рабочих мест.
«Я очень благодарен госкорпорации «Ростех» и лично Сергею Викторовичу Чемезову, который курирует этот проект и верит, что дополнительный аэропорт станет еще одной возможностью не только для увеличения пассажирских перевозок, но и для создания огромного количества рабочих мест», – заявил в преддверии открытия воздушной гавани Андрей Воробьёв. Теперь, по его словам, главная задача – загрузить аэропорт и сделать доставку пассажиров максимально комфортной.
Транспортная доступность Жуковского будет увеличиваться по мере его развития. До терминала уже в ближайшее время начнут курсировать автобусные экспрессы от железнодорожных станций «Отдых» и «Раменское», куда, в свою очередь, можно попасть с Казанского вокзала (причем до «Раменского» ходят скоростные электрички). Весь железнодорожно-автобусный маршрут будет доступен по единому билету. Еще одно скоростное автобусное направление вводится со станции метро «Котельники»: там, как предполагается, можно будет зарегистрироваться на рейс, сдать багаж и за 45 минут добраться до аэропорта.
Уже в этом году заработает более быстрая схема: с Казанского вокзала до станции «Отдых» введут экспрессы. Они будут останавливаться на московской станции «Выхино» (рядом расположено одноименное метро) и в подмосковных Люберцах – путь займет 40 минут. С «Отдыха» можно будет за 10–20 минут добраться до аэрокомплекса на тех же автобусах-шаттлах, при этом принцип «единого билета» сохранится. Строительство новой платформы на станции «Отдых», где ежесуточно будут останавливаться 30 пар скоростных пригородных поездов, завершат осенью.
В дальнейшем планируется создать железнодорожное ответвление прямо к терминалу и запустить из Москвы полноценные аэроэкспрессы, а также продолжить расширение ведущих в аэропорт автомобильных дорог. Более отдаленная перспектива – строительство легкого метро, которое соединит, в частности, Жуковский с Домодедово.