Фото пресс-службы губернатора Красноярского края
В Красноярском крае начались общественные слушания по проекту Стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года. В них принимают участие представители власти, эксперты и общественные организации. Согласно распоряжению губернатора Виктора Толоконского, замечания и предложения, которые поступят во время слушаний, должны быть рассмотрены до 15 июня, после чего документ будет внесен на рассмотрение Заксобрания.
Для нынешних депутатов краевого парламента принятие Стратегии-2030 станет заключительным аккордом, поскольку уже 18 сентября состоятся выборы нового созыва. Первоначально планировалось, что она появится осенью 2015 года, но в результате сроки были сдвинуты на лето нынешнего года. Авторы проекта надеются, что в регионе удастся достичь прироста валового регионального продукта не менее 3,5–5% в год. Согласно их прогнозу, можно рассчитывать, что к 2030 году в крае добыча нефти и газа вырастет в 1,5–2 раза, золота – на 20%, электроэнергии – в 1,5 раза, производство сельхозпродукции – на 30%.
«Документ очень важен для края, так как определяет роль и место региона в масштабах Сибирского федерального округа и России в целом, – заявил вице-премьер краевого правительства Виктор Зубарев, отвечавший за подготовку документа. – Задает основные тренды развития края в экономике и социальной сфере, позволяет определить те точки роста, что будут актуальны через 5–10 лет. Главной целью Стратегии является рост человеческого капитала».
В проекте Стратегии ставится цель достичь естественного прироста населения края. Оно должно вырасти с нынешних 2,86 млн до 3 млн человек. Мечтают создатели проекта и об увеличении средней продолжительности жизни красноярцев с нынешних 69 до 77 лет благодаря улучшению медицинского и социального обслуживания и пропаганде здорового образа жизни.
Глава региона пока осторожно говорит о значении Стратегии: «Это не значит, что в этом документе есть полный план действий на эти 15 лет. Это скорее старт очень большой работы, потому что в документе есть специальное приложение, по которому нужно разработать 23 серьезнейших прогноза и программы: прогноз развития экономики и бюджета, стратегию развития каждого района и города, стратегию развития каждой отрасли».
В экспертном сообществе проект Стратегии-2030 вызвал противоречивую реакцию. «Он может и должен стать важным документом для предпринимательского сословия Красноярья и российских компаний, работающих в регионе, так как задает определенные правила игры и обозначает тренды, на которые ориентируется власть, – отмечает председатель краевого Союза промышленников и предпринимателей, советник губернатора Михаил Васильев. – Например, когда в Стратегии говорится, что в регионе не должно пахнуть ферросплавами, то всем посылается ясный сигнал, что не стоит даже и суетиться в этом направлении. Или говорится о ставке на теплоэнергетику, что позволяет корректировать планы компаниям, работающим в этой отрасли. Пока не могу сказать, что проект в нынешнем виде – это некий признанный договор между бизнесом и властью, но надеюсь, что в процессе обсуждения мы определенного консенсуса достигнем».
«В проекте этой Стратегии не отражены многие серьезные вызовы. Например, почему при достаточно высоком уровне экономического развития из региона уезжают перспективные профессионалы? Непонятно, каким образом власть может воздействовать на политику крупных компаний, работающих в крае, – полагает политолог Юрий Москвич. – Эта Стратегия, наверное, неплохо смотрелась бы как программа «Единой России», но назвать ее руководством к действию для края нельзя».
Красноярск