Вчера премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение, в соответствии с которым РФ одобряет Парижское соглашение об изменении климата. Документ открыт для подписания в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке с 22 апреля 2016 года. От имени РФ его подпишет вице-премьер Александр Хлопонин. Планы правительства подписать соглашение вызывают возмущение у сибиряков.
В Красноярском крае кампания против создания в Сибири безуглеродной зоны и введения углеродного налога развернулась сразу же после конференции по климату, состоявшейся в ноябре 2015 года в Париже. Среди прочих мер по борьбе с глобальным потеплением тогда звучали идеи по введению мер, которые сократят использование угля в энергетике.
Если Российская Федерация ратифицирует Парижское соглашение, в чем уже нет сомнений, то предприятиям угольной промышленности придется понести серьезные экономические издержки, что может привести к массовой безработице.
Красноярские угольщики и энергетики для защиты своих интересов провели флешмоб. Фото с сайта www.sibgenco.ru |
Сейчас в Российском союзе промышленников и предпринимателей готовят обращение к премьер-министру РФ против инициативы по введению углеродного сбора с отечественных предприятий. В Красноярском крае угольщики и энергетики для защиты своих интересов используют разные жанры. В апреле на набережной Енисея прошел флешмоб, в котором приняли участие около 100 человек, выстроившиеся в слово «уголь» и выпустившие в небо голубей. Ветераны и профсоюзники энергетической отрасли пишут открытые письма краевому и федеральному начальству, а также представителям разных партий.
«Последние три месяца мы, ветераны энергетической отрасли Красноярска, читаем статьи о планах реализации на территории Восточной Сибири проекта «Безуглеродная зона», сокращении работы угольных станций и переводе нагрузки на ГЭСы и введении нового налога – углеродного. Мы возмущены и не согласны с этими проектами, – говорится в обращении совета ветеранов красноярских ТЭЦ к президенту Владимиру Путину. – Углеродный налог погубит всю угольную отрасль, десятки тысяч людей – шахтеров, энергетиков, железнодорожников, работающих в этой сфере, будут вынуждены остаться без работы и средств к существованию».
Эксперты также против революционных изменений. «Безусловно, угольную промышленность нужно модернизировать, потому что выбросы от ТЭЦ серьезно загрязняют атмосферу Красноярска и других городов края. Стимулировать владельцев таких предприятий устанавливать современные очистительные установки можно через правильную тарифную политику и жесткий контроль. Нужно развивать альтернативную энергетику – солнечную, ветряную и т.п., – подчеркивает исполнительный директор Красноярского краевого экологического союза Николай Зубов. – Но я противник крайностей. Запретить использование угля в Восточной Сибири не удастся по объективным причинам – полноценной альтернативы сегодня нет. Поэтому надо работать системно и последовательно, не шарахаясь из стороны в сторону. Думаю, самый реальный путь – повышать энергоэффективность и экологичность технологий, что позволит заметно снизить объемы потребления угля».
«Беспокойство представителей угольной промышленности вполне обоснованно. Сейчас разворачивается внутривидовая борьба в энергетической отрасли за доступ к бюджетным ресурсам, которых становится все меньше. Угольщики опасаются, что они могут проиграть в этой борьбе атомной, газовой и гидроэнергетике, – отмечает политолог Юрий Москвич. – Вторым фактором, который обусловил активность защитников угольной генерации, являются выборы в Госдуму. Похоже, зеленые партии всерьез нацелились на победу в нескольких одномандатных округах. Тему безуглеродной энергетики активно продвигают экологические движения, причем в этом они ориентируются на мировые тренды. В свое время зеленым в Германии удалось добиться запрещения атомной энергетики. В РФ тоже возможны подобные сценарии, но уже в отношении угля».
Красноярск