Фото пресс-службы
Вчера питерский градоначальник отчитался перед депутатами Заксобрания. Согласно докладу Георгия Полтавченко, Петербург «живет, а не выживает», в нем даже выросла рождаемость. Увеличилось количество вторых и третьих детей в семьях: «Значит, родители уверены в стабильности своих доходов, в перспективах решения жилищного вопроса, доступности дошкольного и качестве школьного образования».
Нет никакой проблемы, считает Полтавченко, с обеспечением льготными лекарствами (недавно омбудсмен Александр Шишлов сообщал, что 90% инвалидов покупают их за свой счет), а коммунальных квартир осталось всего 50 тыс. Только половина горожан пользуется городскими жилищными программами, сказал губернатор, тем не менее за пять лет 85 тыс. семей были сняты с жилищного учета, и осталось на этом учете всего 150 тыс.
Правда, есть и проблемы. Так, придется пересмотреть отдельные положения «Стратегии-2030»: «Конечно, при подготовке «Стратегии» мы рассчитывали на более благоприятные условия. Теперь некоторые индикаторы придется пересмотреть. Но изменения отдельных показателей – не повод отказываться от главной цели. В том числе из-за нашего ленинградского характера, ведь для нас неблагоприятные внешние факторы – это скорее вызов».
Из доклада и последовавших за ним ответов на вопросы депутаты узнали: в Петергоф будет ходить легкорельсовый трамвай, правда, неизвестно когда. «Газпром» все-таки будет застраивать своей больницей кусок парка 300-летия Петербурга. Зато повезло граффити с силуэтом Даниила Хармса, который по сигналу бдительного гражданина требовали закрасить (см. «НГ» от 02.03.16). Полтавченко сказал: «Даниила Хармса, из-за изображения которого на фасаде разгорелись споры, я считаю классиком. Думаю, его нужно узаконить».
Яблочник Борис Вишневский был обнадежен ответом на свой вопрос о Конюшенном ведомстве. Судьба памятника архитектуры была под вопросом, там собирались строить апарт-отель, но протесты градозащитников и двухлетняя переписка с множеством инстанций сделали свое дело: застройка была запрещена, но передача объекта Музею истории Петербурга не устраивала Вишневского и его соратников как формальное решение. Полтавченко пообещал, что попросит Совет по культурному наследию обсудить вопрос: «Комитет по культуре и Музей истории Петербурга сейчас занимаются разработкой концепции этого комплекса». «Этот доклад был содержательнее всех предыдущих, – сказал «НГ» Вишневский. – Депутаты могут и должны упорно добиваться решения тех или иных проблем. Если депутатский корпус будет независимым и компетентным, добиться можно многого».
Этот комментарий стал отчасти отголоском развернувшейся в Сети и реале острой дискуссии непосредственно после доклада. Дело в том, что недавно в Петербурге произошло трагическое событие: был зверски убит один из блестящих журналистов города, занимавшийся проблемами общества и культуры, – Дмитрий Циликин. Убийца был найден по горячим следам, мотивы, по главной версии, гомофобные. Циликин никогда не демонстрировал своей ориентации напоказ, многие коллеги узнали о ней только после его гибели. Трагедия взволновала интеллигенцию и в очередной раз привлекла внимание к проблеме гомофобии и вообще ксенофобии в городе. Несколько журналистов оказались недовольны тем, что депутаты задавали вопросы о зданиях и зеленых насаждениях, но не спросили об убийствах (гибель Циликина – резонансный, но не единственный инцидент). «Вот вся цена нашей оппозиции!» – воскликнул журналист Сергей Ковальченко.
«Каждый должен заниматься своим делом», – ответил эколог Александр Карпов. Дошло едва ли не до личных оскорблений. Другие участники дискуссии задались размышлением: а что, собственно, было спрашивать у губернатора – о ходе следствия или доколе в городе будут проявления жестокости и нетерпимости? Должен ли депутат выходить на трибуну и смело бросать в лицо губернатору, что он плохой и «слуга режима», а также клеймить этот «режим» во всех его проявлениях? Есть ли в этом смысл или лучше добиваться побед в небольших важных делах? Философский вопрос на вчерашний вечер так и остался нерешенным.
Санкт-Петербург