На полки красноярских магазинов уже начала поступать продукция под знаком качества «Кедровая шишка». Фото Владимира Корецкого
Спикер Заксобрания Красноярского края Александр Усс, региональный Минсельхоз, ретейлеры и ряд сельхозпредприятий объявили о старте проекта по созданию региональной системы качества местных агропроизводителей. Региональный знак качества решили назвать «Кедровой шишкой». Пионерами начинания стало несколько молокоперерабатывающих предприятий, на продукции которых изображена кедровая шишка.
«За эту «Кедровую шишку» аграрии Красноярского края ответят. Будет заключен договор о своего рода коллективной ответственности, и нарушение условий по качеству повлечет серьезную ответственность, вплоть до лишения господдержки, – обещает Александр Усс, осенью прошлого года возглавивший региональный «Агропромышленный союз». – По оценке экспертов, от 30 до 70% пищевой продукции не соответствует тем характеристикам, которые указываются на этикетках, или, проще говоря, является фальсифицированной. Наш проект может иметь долговременные перспективы и приобрести серьезный масштаб в крае».
Производители гарантируют, что молочные продукты с такой маркировкой соответствуют всем стандартам. Изготавливаться они будут только из натурального сырья. Инициаторы проекта обещают, что контроль продукции краевых сельхозпроизводителей будет осуществляться на всех стадиях технологического процесса. Контролировать качество будут как Росстандарт, так и представители перерабатывающей отрасли.
Тема качества продовольственной продукции для региона остра. В конце прошлого года ее даже обсуждали на сессии Заксобрания. По результатам рейтинговых оценок ФБУ «Красноярский центр стандартизации, метрологии и испытаний», в 2015 году фальсификат сливочного масла в городе составил 41%, докторской колбасы – 92%, молочных сосисок – 100%.
Организаторы проекта утверждают, что при запуске «Кедровой шишки» использовали опыт европейцев. «Это инициатива снизу. Здесь совпадают интересы власти и бизнеса в продвижении качественного продукта на территории нашего субъекта, – заявил министр сельского хозяйства, вице-премьер краевого правительства Леонид Шорохов. – Взять европейский опыт. Там сотни тысяч мелких товарных производств вступают в кооператив. Наша цель – создание в крае таких объединений мясников, молочников, овощеводов, которые могли бы консолидированно выполнять все качественные стандарты и объемы поставок в торговые сети. Кооператив восполняет те объемы, которые востребованы сегодня торговой сетью. Мелкотоварное производство не может в тех объемах и в той логистике просто прибыть в сеть и сказать: «Я фермер, делаю тонну молока, поставьте меня на прилавок». Это абсолютно нереально».
Краевая власть не впервые пытается создать в регионе зонтичный бренд для производителей. Предшественникам нынешнего проекта не удалось продвинуться дальше дебютной стадии. «Мы в этом проекте не участвуем, но очередную попытку государства помочь аграрному бизнесу, конечно же, приветствуем. При этом видим огромное количество проблем, которые авторам этой идеи придется решить, – говорит топ-менеджер одной из крупных торговых сетей, депутат горсовета Красноярска Андрей Козиков. – Главными действующими лицами в создании региональных брендов должны быть не чиновники и депутаты, а сами предприниматели. У власти – короткое дыхание, их энтузиазма не хватает на длинные дистанции. А создание бренда, особенно в такой сфере, как продукция сельского хозяйства, – вещь долгосрочная. И здесь первую скрипку должен играть уже бизнес».
Красноярск