0
10822
Газета Регионы России Интернет-версия

10.03.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Эколог как враг народа

Илья Шаблинский

Об авторе: Илья Георгиевич Шаблинский – член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, доктор юридических наук.

Тэги: экология, эколог, валерий бриних, суд, майкоп, экстремизм, свинокомплексы


экология, эколог, валерий бриних, суд, майкоп, экстремизм, свинокомплексы Фото пресс-службы Майкопского городского суда

В первых числах марта в Майкопском городском суде продолжился судебный процесс над экологом Валерием Бринихом. Его судят за публикацию экстремистского материала. Случай, пожалуй, уникальный даже с учетом нашей уже довольно богатой практики борьбы с экстремизмом.

Бриних написал резко критическую заметку о… свинокомплексах, выстроенных на территории Адыгеи. В сущности, его протест был вызван отсутствием нормальных очистных сооружений. Предприятие загрязняет окружающую среду свежим свиным навозом. Вместо складирования в хранилищах и обеззараживания его сливают в реки и вывозят на поля. Бриних объездил окрестные села (об этом в его деле тоже, конечно, есть) и убедился, что их жители страдают от стоящего в воздухе смрада. От загрязнения вод. Аульчане дважды обращались с жалобами к руководству республики. Ничего не изменилось. С очистными сооружениями дело не сдвинулось никак. Но Бриних считает, что бороться нужно и дальше. Не молчать. Ну, что тут скажешь – экстремистская позиция…

В своей статье «Молчание ягнят» Бриних укорил земляков-адыгейцев именно за молчаливую покорность. Он счел, что она вызвана отсутствием чувства собственного достоинства. В этом именно и заключался экстремизм – по заключению эксперта из МВД. Не могу цитировать фразу, которой суд дал такую оценку, но процитирую следующую – ее, конечно, тоже имели в виду: «Ведь свинья, по Корану, считается грязным животным, потому что живет в нечистотах. Но и жители Теучежского района тоже, если по правде, живут в нечистотах… А сами надеются на Бога, боятся царя и верят, что герой их спасет. Да не спасет вас, мои дорогие земляки, никакой герой, пока вы не перестанете бояться царей!..»

Данная метафора из статьи в обвинительном заключении не присутствует – поэтому решаюсь привести. Но, в общем, понятно, что и подобные метафоры в нынешней атмосфере даром не проходят.

Заметка была опубликована в интернет-ресурсе «За Краснодар». Оппозиционным его ранее не считали. Тема показалась вполне безобидной.

На заседании суда были сторонники эколога – надо сказать, в основном адыги. У меня была возможность побеседовать с ними. Они-то считают, что их человеческое достоинство (их – как «группы лиц, объединенных по признаку национальности») не было унижено протестной статьей. Напротив, статья была направлена на защиту их конституционного права на благоприятную природную среду. Удастся ли донести эту позицию до суда? Большой вопрос.

Валерий Бриних – вообще не политик и не оппозиционер. Он – глава адыгейского отделения Всероссийского общества охраны природы (ВООП). Тут нужно сказать, что ВООП и «ЭкоВахта», еще одна экологическая организация, – главные возмутителя покоя и благолепия в Краснодарском крае и Адыгее. «ЭкоВахта» не дает рубить деревья, корежить лесопарки, выявляет незаконные свалки твердых бытовых отходов, места несанкционированного сброса сточных вод в реки… С точки зрения местных и региональных властей, они – враги. Без всякого преувеличения, без шуток.

Об оппозиционной политической жизни в Адыгее, как и в соседнем Краснодарском крае, нет и речи. Тут все понятно. Но остались еще экологи. Поэтому к «ЭкоВахте» (не дающей, скажем, в настоящий момент рубить деревья вдоль Ростовского шоссе) местные чиновники применяют тот набор обвинений, спрос на которые имеется сейчас на самом верху. Организацию обвинили в том, что ее активисты «действуют во внешних интересах» и «зарабатывают политический капитал», что они «пишут отчеты» для, нужно думать, иностранных заказчиков. И т.п.

В ноябре 2014 года Верховный суд Адыгеи уже пытался ликвидировать «ЭкоВахту». Согласно иску услужливого Минюста, филиалы организации в нескольких регионах России фактически не находились по заявленным в уставе адресам, что было приравнено к предоставлению в Минюст недостоверных сведений. В апреле 2015-го Верховный суд России отменил это решение. Вообще-то – с учетом имеющейся судебной практики – это выглядело как чудо. Чудеса, правда, случаются редко.

Несмотря ни на что, «ЭкоВахта» действует. Ее пока устранить не удалось. Но вот Бриниха пытаются. С помощью статьи 282 УК.

Глава Адыгеи в главной республиканской газете обвинял экологов в том, что из-за них в регионе была приостановлена реализация сразу нескольких инвестиционных проектов. Интересно, каких? В Майкопе возглавляемое Бринихом региональное отделение ВООП протестует сейчас против уничтожения одного из немногих городских скверов. Там собрались выстроить многоэтажный гараж. А гигантский свинокомплекс уже построен. Действует. Все ощущают.

Тут все же следует сообщить одну деталь. Реальным хозяином свинокомплекса является Вячеслав Дерев – влиятельный бизнесмен и до января 2016 года член Совета Федерации. Бриних обвинял его в махинациях еще при строительстве свинокомплекса. И, надо сказать, было даже возбуждено уголовное дело – в связи с незаконным возмещением налога. Дерев был даже одно время подозреваемым, но в конце концов все для него закончилось благополучно. Как обычно. Для Бриниха все пока складывается очень плохо.

Один из его коллег сказал мне, что экстремизмом могли признать (и, кстати, согласно обвинительному заключению, фактически признали) уже само по себе название его заметки. «Молчание ягнят»! О, сколько тут политических ассоциаций!

Многие думают, мол, застой в политике или монополия на власть какой-то группы людей – это просто когда их оппонентов не пускают на телевизионные экраны. Это, мол, такая фаза в политической жизни, когда власть самодовольна, несменяема, а жителям, в сущности все равно.

Как-то забывается при этом, что у нас застой – это прежде всего произвол, прикрывающий нелепость и отсталость. И отсталость защищена произволом. Это когда в республике, где свинина, скажем так, не очень популярна, строят сверхдорогие свинарники без нормальных очистных сооружений, отравляющие все вокруг. Это когда государственные деньги расходуют миллионами и миллиардами на какой-то престижный объект, и никому не дают отчета, а объект все почему-то никак не растет, и это считается уже обычным делом. Это когда все провинциальные газеты – для начала провинциальные – становятся похожими одна на другую. Это когда всякую общественную активность, не санкционированную властью, рассматривают как враждебную и стремятся подавить.

Это когда, выслушав очередную реляцию об очередной победе от ведущего главного телеканала, люди вдруг начинают соображать, хватит ли им до ближайшей зарплаты и чтобы ни в коем случае не залезать в сбережения. Хотя пару лет назад вроде бы хватало. Это когда человека, решающегося кричать обо всем этом – а «Молчание ягнят» написано в жанре крика, – оперативно и профессионально объявляют экстремистом. И все уже воспринимают этот абсурд как должное.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
988
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
936
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
1882
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
2265

Другие новости