В Приморском крае начала проходить эйфория от создания «Свободного порта Владивосток» (СПВ): реализацию этой идеи тормозят неразвитая инфраструктура, чиновники и коррупция. Так, на завершившей неделю пресс-конференции прокурор края Сергей Бессчастный привел такие цифры: 8424 нарушения закона в прошлом году были связаны с коррупцией, причем 81 – в крупном и особо крупном размере. 3289 человек привлечены к разным видам ответственности. Уволены «по отрицательным основаниям» 20 чиновников, в 11 случаях – в связи с утратой доверия.
Прокурор края рассказал «НГ», что «от занимаемых должностей освобождены руководители органов исполнительной власти края, заместитель начальника Главного управления МЧС России по краю, возбуждено и расследуется уголовное дела о хищения почти 20 млн руб., выделенных муниципальному учреждению города Владивостока для выполнения муниципальных заданий по благоустройству».
Упрощенный визовый режим в СПВ будет введен как минимум с полугодовым опозданием. Причина промедления – нерасторопность Минвостокразвития в разработке необходимого документа. Сложности с воплощением закона о СПВ есть также у таможенников, пограничников и налоговиков.
Выдавать иностранцам однократные восьмидневные визы на всех пунктах пропуска СПВ чиновники намеревались с 1 января 2016 года. Но ведомство, курирующее развитие Дальневосточного региона, со сроками внесения в правительство РФ необходимого проекта документа не уложилось. «Наша цель – запуск режима упрощенного визового въезда с 1 июля 2016 года на первых двух пунктах пропуска: в международном аэропорту Владивостока и в морском пассажирском терминале Владивостока», – заявил министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.
Задержка объясняется не только отсутствием нормативно-правовой базы, но и неготовностью инфраструктуры. В Минвостокразвитии, обозначившим новые сроки введения упрощенного визового режима, признают, что его применение возможно только после готовности приграничных пунктов пропуска – модернизации систем IT-инфраструктуры.
Пока что находиться во Владивостоке без визы до 72 часов могут пассажиры круизных лайнеров и организованные туристские группы из Китая, а с 2012 года безвизовый режим разрешен для иностранцев – владельцев карт для деловых и служебных поездок в страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.
Проблемы есть и по таможенной линии: режим свободной таможенной зоны (СТЗ) в рамках СПВ пока не заработал. По словам главы Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) Юрия Ладыгина, виновато в этом не его ведомство, а резиденты, которые до сих пор не обратились в таможенные органы. «Что касается ДВТУ, то мы готовимся работать в рамках Свободного порта. Уже создана рабочая группа, специалисты готовы к диалогу. Такие контакты уже проходили на уровне консультаций», – заявил Ладыгин.
В этом есть доля ведомственного лукавства: к моменту официального открытия СПВ больше всего вопросов возникало именно к таможне. Сейчас в ДВТУ заверяют, что «на выходе» уже есть «часть документов, которые регламентируют его работу по контролю товара, находящегося в СТЗ».
Режим порто-франко во Владивостоке по закону должен был заработать с 12 октября 2015 года. Выбор президента Владимира Путина пал на столицу Приморья не случайно: это пятый по грузообороту морской порт Дальневосточного бассейна, связывающий Транссибирскую железнодорожную магистраль и тихоокеанские морские пути. Владивосток – один из крупнейших в России международных транспортно-логистических узлов, важный перевалочный пункт для товаров, ввозимых из Японии, Южной Кореи, Китая, США и стран Юго-Восточной Азии.
Региональные власти полагают, что через пять лет работы СПВ во Владивостоке будет создано более 50 тыс. новых рабочих мест, за десять лет эта цифра удвоится, а валовой региональный продукт подрастет в 23 раза.
Но свобода Владивостока рождается в муках. После вступления закона в силу выяснилось, что для того, чтобы он заработал, необходимо принять еще более 30 подзаконных документов. Например, непонятны были критерии, по которым определялись резиденты, требования к их бизнес-планам, минимальный объем капитальных вложений, преференции для бизнеса и др.
Интерес к СПВ у бизнеса есть. В ноябре прошлого года появился первый резидент – Тихоокеанская инвестиционная компания, готовая вложить 5 млрд руб. в строительство гостиницы в Хасанском районе. Сейчас статус резидента имеют еще восемь предприятий. «Сумма заявленных инвестиций – 28 млрд руб., планируется создание более 13 тыс. рабочих мест в течение трех лет», – сообщил в ноябре «НГ» занимавший пост гендиректора АО «Корпорация развития Дальнего Востока» Александр Корнейчук. С 18 января на этой должности его сменил Денис Тихонов
Эксперты отмечают, что помимо транспортно-инфраструктурных и кадровых проблем, портящих репутацию проекта, нельзя забывать и о криминально-коррупционных рисках. По словам главы Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности Александра Сухаренко, Приморье остается криминальной столицей Дальнего Востока. «Чуть менее половины преступлений, совершаемых в Дальневосточном федеральном округе, приходится на край, здесь самый высокий показатель преступности, – сказал эксперт «НГ». – Приморье лидирует по выявленным экономическим и должностным преступлениям».
По данным Сухаренко, в Приморье самый высокий уровень коррупции (вопреки общероссийской тенденции, в 2014 году здесь произошел почти 5-процентный прирост таких преступлений), а размер средней взятки увеличился с 13 до 62 тыс. руб. Впрочем, даже эти цифры не отражают всей реальности: прокуратура ежегодно заявляет о многочисленных фактах нарушениях правоохранителями регистрационной дисциплины.
«Рассматривая идею создания СПВ, нельзя не учитывать высокую степень криминализации внешнеэкономической деятельности. По данным ДВТУ, в 2014 году в этой сфере было возбуждено в 1,4 раза больше уголовных дел, в том числе по фактам невозвращения из-за границы 772,6 млн руб., – перечисляет Сухаренко. – Значительное количество таких преступлений совершено при ввозе автотранспорта и товаров народного потребления; но есть и факты незаконного перевода валюты и контрабанды валюты, а также случаи незаконного образования юридического лица. По фактам контрабанды стратегически важных товаров возбуждено полсотни уголовных дел «стоимостью» 208,5 млн руб., что втрое больше, чем годом раньше».
Не пройти и мимо темы коррупции в таможне. «Службами ДВТУ в 2014 году было направлено по подследственности 50 материалов с признаками преступлений, часть из них коррупционного характера. В результате было возбуждено 38 уголовных дел. Большая часть преступлений связана со стремлением предпринимателей сэкономить на таможенных платежах, попытками избежать ответственности за выявленные нарушения», – отмечает собеседник.