Прокуратура Колпинского района Петербурга ведет проверку деятельности местного Жилкомсервиса. Несколько дней назад жители Колпина пытались взять здание этой структуры штурмом, потрясая квитанциями за коммунальные услуги. Их возмутило, что при обычной температуре батарей и воздуха в квартирах в не самые экстремальные холода плата за тепло увеличилась почти вдвое – например, за маленькую квартиру надо заплатить 1750 руб. вместо 900. В других районах бунтов не было, однако во властных инстанциях полно жалоб. В графе «отопление» фигурируют суммы 4000–7000 и даже 9000 руб., причем это плата за обогрев не особняков, а квартир двушек-трешек.
Пугающие платежки получили не все жители, и во многих домах суммы в прошлогодней январской квитанции ненамного отличаются от теперешних. Как правило, такое благополучие – в домах ЖСК, существующих еще с советских времен. Жители рассказывают, что их председатели (которые сами живут в этих домах) лично спускаются в подвалы и регулируют подачу тепла. Однако далеко не везде есть возможность подобной ручной регулировки и не везде также управдомы являются жителями домов, которыми заведуют.
Власти и энергоснабжающие компании объясняют изменения в платежках следующим образом. Если до 2012 года тепло оплачивалось по нормативам и плата «размывалась» по всему городу, то сейчас дома оборудованы счетчиками. Тепло подается в зависимости от температуры за окном, насчитывается сумма, делится на квадратные метры и оплачивается собственниками квартир. Плата берется не за календарный месяц, а примерно с 25-го по 25-е числа. А конец декабря был довольно холодным, как и часть января. Кроме того, имеет место «перетоп» – когда вода горячее, чем полагается по норме для суточных температур на улице. Заместитель главы Колпинского района Алексей Жуков также видит корень бед в «особенностях конструкции некоторых домов», требующих больше тепла, чем другие.
Проблему решить непросто. Например, устанавливать на батареях регуляторы теплоподачи при «перетопе» в домах с так называемой вертикальной разводкой столь же неэффективно, как открывать форточку: комфортность жизни повысится, но плата все равно начисляется на весь дом и делится между квартирами. Если дом не утеплен и батареи в нем отапливают вселенную – платить приходится больше, чем в соседнем таком же доме, который утеплен. А утепление дома – это вопрос, который должна решать управляющая компания (УК). Она же передает данные в государственное предприятие ВЦКП (вычислительный центр коллективного пользования), который и рассылает квитанции. Бывают ошибки из-за данных, забитых сотрудниками управляющих компаний вручную. Но это не массовое и поправимое явление в отличие от небрежности УК, не желающих регулировать теплоподачу.
Есть и еще один нюанс. Теплоснабжающие компании покупают газ у поставщика, и его объем рассчитан в том числе на случай холодной зимы (пусть редко, но в Питере бывают и месяцы с 30–40-градусными морозами). Если не выбрать газ по договору – ресурсоснабжающую организацию ждет крупный штраф, даже в случае, если температура на улице аномально теплая. К тому же из-за кризиса снижается потребление газа промышленными предприятиями. Чтобы как-то смягчить убытки, вода, щедро нагретая выше нормы, идет в жилые дома, что означает «перетоп» и необходимость жителей переплачивать за него.
Сопредседатель Российского союза потребителей Анатолий Голов, несколько лет ведущий занятия в школе ЖКХ при питерском «Яблоке», отмечает: «Самая большая проблема в том, что никто не рассказывает людям, из чего складываются суммы, начисляемые за тепло. Иногда приходят с жалобой на «вора-управдома», начинаем считать, и получается, что человек даже сэкономил. А иногда налицо серьезное нарушение. Я давно требую от города: все данные о потреблении тепла должны быть открыты по каждому дому в Петербурге. Чтобы можно было сравнивать с соседними домами, с прошлым годом, сопоставлять по числу холодных и теплых дней».
Санкт-Петербург