Большой общественный резонанс в Красноярском крае вызвала идея председателя комитета Заксобрания по вопросам законности и защиты прав граждан единоросса Юрия Швыткина запретить чиновникам летать бизнес-классом за счет бюджета. «В условиях непростой ситуации с бюджетом считаю необходимым выступить с инициативой о недопустимости полетов представителями исполнительной власти Красноярского края летать в самолетах на местах бизнес-класса, – заявил парламентарий на прошлой неделе. – Депутаты Заксобрания края давно уже показали подобный пример».
В местных СМИ приводилась информация, что право на бизнес-полеты за счет налогоплательщиков имеют 19 краевых чиновников, не считая губернатора. Швыткин также потребовал сократить количество зарубежных командировок чиновников за счет бюджета. «Не стоит превращать власть в туристическое бюро», – отметил депутат. Швыткин уже отправил соответствующие предложения губернатору Виктору Толоконскому.
Инициатива Швыткина вызвала неоднозначный отклик. Руководители исполнительной власти региона пока хранят по этому поводу молчание. В региональном отделении Общероссийского народного фронта (ОНФ) идею поддержали. «Лидер ОНФ Владимир Путин неоднократно говорил о том, что следует ограничить расточительное расходование бюджетных средств. Но, к сожалению, на местах чиновники до сих пор не слышат или не хотят выполнять поручение главы государства», – отметил сопредседатель регионального штаба ОНФ Анатолий Самков. Красноярские «фронтовики» отправили запрос в региональное правительство о предоставлении информации по тратам на командировки и перелеты государственных служащих за 2015 год.
Особую позицию занял председатель Заксобрания Александр Усс. По его мнению, экономить надо прежде всего на чартерных рейсах, которыми грешат главы некоторых субъектов РФ и руководители государственных компаний. А вот идея запретить полеты бизнес-классом вызвала у спикера краевого парламента сомнения. «Если губернатор края, который летает в Москву несколько раз в неделю, будет это делать, располагаясь на последнем месте в самолете, то через полгода он будет больше лежать в больнице, чем выполнять свои служебные функции, – заметил Александр Усс. – Если речь идет о полете раз в месяц, можно полететь и эконом-классом. Но если это элемент постоянной работы, а у нас некоторые члены правительства буквально живут в самолете, ждать от них какого-либо эффекта трудно. Им надо дать возможность хотя бы что-то воспринимать, когда они прилетают в Москву».
По мнению наблюдателей, в предвыборный период подобных инициатив будет немало. «В условиях экономического кризиса вполне естественно, что краевые парламентарии акцентируют внимание избирателей на спорные траты чиновников из регионального правительства, неоднозначные государственные закупки и другие проблемы, связанные с тратой бюджетных денег. Стоит ждать новых инициатив на эту тему, – подчеркивает политолог Дмитрий Золотухин. – И все же политики, которые хотят в сентябре 2016 года добиться успеха, не смогут набрать много очков только на таких идеях. Тем, кто планирует бороться за депутатские мандаты в одномандатных округах, придется сосредоточиться на адресной работе с избирателями. Проблемы ЖКХ, общественного транспорта и безработицы все же волнуют людей гораздо больше, чем сомнительные траты власти».
Красноярск