Грузоперевозчики опасаются, что пересекать границу теперь будет сложнее.
Фото с сайта www.newkaliningrad.ru
В Калининградской области начался очередной локальный экономический кризис. Он вызван тупиком в российско-польских переговорах по автотранспортному сообщению. 1 февраля завершился срок действия предыдущего межправительственного соглашения, которое регулировало транзит грузовых фур. Варшава на этот раз заняла категорическую позицию, требуя от Москвы предоставлять ежегодно 100 тыс. разрешений для польских перевозчиков. В ответ польские власти готовы выдавать РФ не более 5 тыс. «дозволов» (разрешений на транзит).
Польские чиновники настаивают на праве своих транспортников осуществлять перевозку грузов из других стран ЕС, ссылаясь на то, что национальное экономическое пространство давно интегрировано в европейское.
Еще до начала нынешнего переговорного раунда стороны пытались в явочном порядке помочь своему автотранспортному бизнесу путем административного давления на «чужих» перевозчиков. В ответ на беспрецедентный рост штрафных протоколов, выписываемых в Польше водителям фур с российскими номерами, на такие же меры пошли и в РФ. Калининградские грузоперевозчики, наученные горьким опытом предыдущих фаз борьбы за «дозволы» в 2009, 2013 и 2015 годах, уже готовы поставить на прикол большую часть своих фур. Срочно прорабатываются запасные варианты с использованием паромных линий в порты северной Германии и обходной схемы с перевозками товаров через Литву, где они будут перегружаться на машины, имеющие право перемещаться по Польше и России.
«Нужно сейчас ожидать от Минтранса отдельного решения по Калининградской области, потому что если Россия Польшу может объехать, то мы – нет, – заявил председатель комитета по транспорту Калининградской торгово-промышленной палаты, директор одной из логистических фирм Леонид Степанюк. – Возможно, Калининграду выделят какое-то количество разрешений. Нужно срочно запускать паром из Питера, а также паром из Калининграда в Германию. Но все эти меры проблему не решают. Калининград слишком сильно привязан к Польше. Для нас же это очень серьезно: через Украину мы ездить и так не можем, поэтому путь у нас только через Польшу. Калининград оказывается огражден».
Раньше на Варшаву могли повлиять руководящие органы ЕС, принуждавшие поляков к поискам компромисса с РФ. В нынешней международной ситуации надежд на это нет. Более того, Степанюк предположил, что Брюссель исподволь провоцирует поляков на выдвижение радикальных требований к России. Новое правительство в Варшаве и так заняло категоричную позицию, аргументируя это необходимостью защиты своего автотранспортного сектора от демпинга со стороны российских конкурентов, связанного с использованием дешевого дизтоплива и более низких расценок. Калининградцы на фоне этого конфликта ждут очередного роста цен.
Калининград