Музей Арктики и Антарктики под руководством Виктора Боярского уделяет много внимания воспитанию молодежи. Фото с сайта www.polarmuseum.ru
Известие об окончании контракта между Росгидрометом и директором находящегося в его ведении знаменитого питерского Музея Арктики и Антарктики, известным полярным путешественником Виктором Боярским в конце прошлой недели взволновало не только петербуржцев. Директор будет освобожден от должности с 1 февраля. Руководство Росгидромета не объясняет мотивов увольнения.
Боярский говорит, что ведомство имело право так поступить по закону. Но почти ни у кого нет сомнения, что причина – нежелание Боярского отдавать РПЦ (точнее, небольшой единоверческой общине) здание в центре Питера, некогда принадлежавшее сторонникам единоверия. Депутат Заксобрания Борис Вишневский вчера направил в Росгидромет письмо с требованием продлить контракт с Боярским.
Битва за музей началась около 20 лет назад: от музея то отстают, то опять начинают требовать здание. Несколько раз с помощью судов, совещаний и решений федеральных инстанций был сделан вывод: возможно, церковное здание не вполне годится для развития современного музея, необходимо искать новые современные площадки, удобные для туристов, но выселять на улицу один из самых популярных питерских музеев нельзя. Он играет огромную роль, в том числе и в воспитании юного поколения, внушает интерес к истории мореплавания, арктических исследований, уважение к прославившим город и страну полярникам, ученым, морякам. Церквей в городе много, а такой музей один.
Только-только защитники музея переводили дух – и вдруг опять какая-нибудь шокирующая новость, на сей раз увольнение Боярского, одного из самых известных горожан, кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, участника международных полярных экспедиций, автора многих научных работ и научно-популярных книг.
«Все по закону, – говорит Боярский «НГ», – но абсурдно. Мы выполняем все программы и «дорожные карты», посещаемость музея велика. Когда два года назад у Росгидромета сменилось руководство, я сразу услышал, что мы непрофильный актив. Прежнее руководство хоть не мешало. Хорошо, непрофильный – так отдайте нас тому же Министерству культуры, это их профиль – музеи. У нас масса проектов, тот же арктический туризм, о котором так много говорят и который наш учредитель нам запрещает. Но ситуация, в которой учредитель не защищает музей, а практически уничтожает, – это абсурд. И мракобесие».
Однако, говорит Боярский, от наличия музея в своих активах учредители отказываться не хотят, как и от возможных бюджетных средств на переезд музея. Но предлагают для экспозиций здание на 23-й линии, которое по своим параметрам не подходит для размещения экспозиций. Еще год-два назад на уровне города и разных министерств обсуждался вариант со строительством под музей комплекса в Кронштадте или на территории бывших Адмиралтейских верфей. Но эти разговоры затихли, а угроза выселения фондов в никуда или на 23-ю линию (что почти то же самое) вернулась.
Депутат Вишневский предлагает передать музей городу: «Это старая идея, и губернатор Георгий Полтавченко ее поддерживал. Полагаю, городские власти лучше справятся с обеспечением музея». Но вариант с Минкультуры депутат тоже считает вполне приемлемым. Идут разговоры, что не против и министр культуры РФ Владимир Мединский. Вчера стало известно, что передачу музея Минкульту поддерживает Борис Аракчеев, исполнительный директор Союза музеев России. Впрочем, Аракчеев не считает возможным влиять на кадровую политику Росгидромета и заставлять его сейчас оставить Боярского. Сам Боярский говорит: «Я все равно никуда не денусь. Буду делать то же самое, но без зарплаты. Мне никто не может запретить приходить в музей».
Санкт-Петербург