В Петербурге завершился срок, в который жители могли подавать поправки к проекту Правил землепользования и застройки (ПЗЗ), в течение предыдущей недели обсуждавшегося в районах города. За это время власть и экспертное сообщество смогли убедиться, что разного рода общественные слушания перестали быть галочкой в отчетах. Даже несмотря на то, что язык документов нередко похож на шифр, на собрания стало приходить больше активных граждан, которые пытаются отстаивать свои интересы.
Как отмечают участники собраний, горожане освоились с терминологией бюрократических документов, научились разговаривать с чиновниками, так что от граждан стало сложнее отмахиваться. ПЗЗ активно обсуждались в Интернете, а на слушания приходило множество людей, так что в залах порой не хватало мест.
В разных районах слушания прошли с большей или меньшей степенью страстности. В зданиях некоторых районных администраций был аншлаг. Например, в Красногвардейском районе по-прежнему волнуются за судьбу парка Малиновка, хотя жителям уже обещано, что это место не займет огромный храм. Кроме того, речь шла о территории источника природных минеральных вод Полюстрово, о полуострове в изгибе Невы, о земле НПО «Буревестник» и многом другом. Замглавы администрации Альберт Садыков уверял, что власти сами живут не на Марсе, но этот аргумент особо никого не убедил.
В Выборгском районе многие жители считают, что примерно десяток граждан, пришедших на слушания, были нанятыми актерами. Они выступали за повышение высотности застройки в кварталах, где сейчас стоят старые дома в 2–3 этажа, суля блага при расселении. «Тем не менее противников застройки было несравнимо больше, и настойчивость инвестора вызвала большое раздражение общественности. Причем их протест отнюдь не случаен, так как строительство высотных домов приведет к полнейшему транспортному коллапсу, что признается всеми членами комиссии по землепользованию и застройке, что также скажется и на Сосновском парке, который является легкими не только Выборгского района», – сообщают активисты движения «Красивый Петербург».
В Пушкинском районе, как и следовало ожидать, главный спор развернулся вокруг мегапроекта города-спутника Южный, а также застройки близ Пулковской обсерватории (она интересует и жителей Пушкинского района). Жители тут также боятся транспортного коллапса и уничтожения природных и культурных объектов.
Окончательно правила будут приняты весной, к тому времени поспеют поправки к закону об охранных зонах. В соответствующую комиссию входят 10 чиновников и 5 депутатов, возглавляет ее вице-губернатор Игорь Албин. Общественность не особо верит, что чиновники не сделают все равно по-своему, но, как говорит активист движения «Гражданин Пушкин» Александр Беляев, «власть примет свое решение, но примет публично».
Руководитель экологической организации «Центр экспертиз ЭКОМ» Александр Карпов, многие годы занимающийся вопросами ПЗЗ, считает прошедшие слушания прогрессом: «Как минимум треть предложений будет, я думаю, принята». Он делит весь массив этих предложений на три группы. Первая – «горячие точки», то есть зоны конфликтов. Вторая касается более глобальных вопросов: общегородских нормативов, принципов подхода к освоению территорий. Третья группа касается скорее интересов экспертного, профессионального сообщества: речь идет о самом языке документов, наподобие языка программирования. «В Петербурге выработаны термины и формулировки, но этот язык приходится изучать гражданам для предметного разговора, – говорит эксперт. – Но в Краснодарском крае, например, формулировки чиновников просто противоречат множеству законов, о каком обсуждении может идти речь? А в Хельсинки такой язык адаптирован, визуализирован и вообще «человеческий». Мы сейчас на этапе между Краснодаром и Хельсинки. Это не так плохо».
Санкт-Петербург