На суда под иностранными флагами моряки нередко идут работать, если не видят других возможностей трудоустройства. Фото с сайта www.vostokmedia.com
Дальневосточный профсоюз моряков начинает неделю борьбы с «удобными флагами», направленную на защиту моряков, работающих на судах за низкую зарплату и без социальных гарантий. Впервые в рамках акции будут проверены крюинговые компании, которые устраивают российских моряков работать на такие суда, сообщил председатель Дальневосточной организации российского профессионального союза моряков (РПСМ) Николай Суханов.
«Удобный флаг» поднимается судовладельцем для сокращения расходов и отличается от флага страны, в которой зарегистрирован судовладелец. В результате последний освобождается от налогов, регистрационных сборов и определенных обязанностей перед моряками. Судовладелец сам устанавливает продолжительность рабочего времени, уровень заработной платы, правила охраны труда и техники безопасности, требования к спецодежде. Нередко у добросовестного судовладельца расходы на экипаж и налоги составляют 60% от прибыли, а у тех, кто использует «удобный флаг» и не подписывает трудовые договоры, расходы всего 10–15% от прибыли. Иногда моряки устраиваются на суда под «удобным флагом» из-за безработицы, нередко их заманивают, обещая большую зарплату. «Удобные флаги» используют 80% российских судовладельцев, хотя при этом часть отечественных компаний выполняет все условия Международной федерации транспортных рабочих (МФТР) и платят достойную зарплату, даже на судах, плавающих под флагами Кипра, Панамы, Либерии.
В акции будут принимать участие представители МФТР и члены профсоюзов моряков Японии, Южной Кореи, Тайваня и России. Несколько дней в портах Владивостока и Находки представители морского профсоюза России будут проверять суда под «удобными» и национальными флагами.
Задача профсоюза моряков, говорит Николай Суханов, состоит в том, чтобы заставить судовладельцев подписать коллективный договор с МФТР, который заставляет работодателей выполнять минимальные международные нормы в отношении моряков. К примеру, зарплата у капитана должна быть в районе 5,5 тыс. долл., а у матросов – от 1,7 тыс. долл. По словам Суханова, планируется, в частности, провести проверку судов, которые стоят в Находке под «удобными флагами», на которых зарплата у капитанов около 2 тыс. долл., а у матросов – 500–700 долл. «Мы хотим заставить судовладельца нести ответственность за экипаж, который он нанимает. Он должен застраховать жизнь моряка, создать нормальные условия труда. Пока существует система «удобного флага», у нас будут брошенные моряки, суда, родственники, которые не получают никаких выплат по смерти моряка», – сказал профсоюзный лидер.
В 2015 году в ходе трех акций борьбы с «удобными флагами» в Приморье с помощью регионального отделения РПСМ сотрудникам транспортной прокуратуры и администраций морских портов удалось добиться выплаты морякам и членам их семей более 1,3 млн долл. задержанной заработной платы. В портах Находка и Владивосток по жалобам моряков было арестовано 10 судов. Сейчас адвокат дальневосточного отделения РПСМ готовит иски в суды и представления в транспортную прокуратуру на недобросовестных судовладельцев. Во время акции возрастает активность тех, кто не получил заработную плату – узнав о происходящем, моряки спешат в профсоюз со своими проблемами. В свою очередь, судовладельцы, услышав по радио или прочитав в газете о проводимой акции, спешат рассчитаться с моряками заблаговременно.
Владивосток