Фото Reuters
На днях питерское отделение ПАРНАСа проведет совещание оргкомитета, создаваемого для проведения марша памяти Бориса Немцова. Будет он согласован или не согласован властями, говорить пока сложно: заявка на проведение мероприятия подается в Смольный за 15 дней, а марш запланирован на годовщину гибели политика – 27 февраля. Однако задолго до этой даты в Питере вновь замечено вполне традиционное для городской оппозиции явление: оргкомитетов будет два и марша планируется тоже два. Второй решил провести «Демократический Петербург» 28 февраля.
Это вызвало яростные споры, обвинение в спойлерстве и привычную печаль демократически настроенных петербуржцев по поводу того, что «оппозиционеры не могут договориться».
В прежние времена в таких случаях чаще всего судачили о том, что «во всем виновата Курносова». Имеется в виду бывший депутат последнего Ленсовета Ольга Курносова, ставшая затем лидером питерского Объединенного гражданского фронта, «Другой России» (когда под ней еще не понимались исключительно представители запрещенной Национал-большевистской партии). Так, знаменитая «Стратегия 31» долго проводилась в Петербурге в двух местах – у Гостиного двора и курносовцами на Дворцовой. Множество митингов и маршей тоже заявлялось двумя оргкомитетами, правда, с разносом по времени на час-другой, что давало возможность горожанам, не понимавшим кулуарных споров, побывать на обоих протестных мероприятиях, мол, «и там, и там достойные люди». Однако Ольга Курносова уже больше года находится в эмиграции в Киеве. «Курносовой нет в Питере, а оргкомитетов все равно два!» – восклицают в Сети.
Что касается «Демократического Петербурга», то давно нет в стране и человека, который долгое время был лицом этого объединения – Натальи Цымбаловой, получившей политубежище в Испании. Сейчас от «ДемПета» чаще всего выступает Константин Ершов, в прошлом принадлежавший к РПР–Парнас и проигравший партячейку «команде Пивоварова», которую до сих пор называет рейдерами. Однако некоторые нынешние парнасовцы считают, что с Ершовым можно было бы договориться о сотрудничестве по конкретной акции, но в «ДемПете» есть другие люди, с которыми договориться невозможно. Выбор даты Ершов и его коллеги объясняют близостью как ко дню убийства Немцова, так и к 1 марта – дню прихода российских войск на территорию Украины в 2014 году. А также удобной датой для проведения прогулки по поводу начала весны, поскольку марш могут не разрешить.
Что касается других политических партий и движений, парнасовцы приглашают в оргкомитет их представителей, в том числе и как частных лиц. Как говорит «НГ» активистка Евгения Литвинова: «В Петербурге часто многое зависит не от партийной принадлежности, а от отдельных личностей. Даже внутри одной организации кто-то может постоянно искать врагов, а кто-то работать».
Вчера депутат Заксобрания яблочник Борис Вишневский, приглашенный в парнасский оргкомитет, рассказал в своей парторганизации о сложившейся ситуации. По его мнению, акция нужна, и она должна быть одна (случаи сведения воедино двух оргкомитетов в питерской практике тоже бывают). Ситуацию «НГ» он прокомментировал так: «Драматизма я не вижу. Разным людям могут прийти в голову похожие идеи, и каждая сторона хочет, чтобы присоединялись к ней, а не наоборот. Но сейчас надо сделать все, чтобы марш был один. Убийцы Немцова не понесли ответственности. Кроме того, судя по всему, они из той части РФ, откуда сейчас раздаются призывы к уничтожению всех нас, оппозиционно мыслящих. Это реинкарнация знакомого по истории явления – товарищи претендуют на функции опричников. Я надеюсь, что в Петербурге удастся провести массовый марш протеста».
Тем временем бывшие нацболы и прочие противники либералов радостно пишут о том, что оппозиция, не имея материального капитала, ссорится из-за капитала нематериального – памяти о Борисе Немцове. До февраля далеко, так что эта радость, возможно, преждевременна.
Санкт-Петербург