Григорию Явлинскому удалось убедить коллег поддержать поправки к бюджетному процессу. Фото с сайта www.assembly.spb.ru
Последнее в уходящем году заседание питерского Заксобрания принесло успех пролежавшему без движения с 2014 года законопроекту Григория Явлинского. Проект касается поправок к закону о бюджетном процессе. Документ лежал без внимания депутатского большинства столь давно, что Явлинского даже упрекали в подаче его с «голоса», и спикеру Вячеславу Макарову пришлось разъяснять народным избранникам, что они не правы.
Свое выступление лидер фракции «Яблоко» начал с рассказа об углубляющейся рецессии. Ситуация в Петербурге, по его словам, серьезная – спад в промышленности составляет 8%. В этих условиях, сказал Григорий Явлинский, ему представляется важным «сделать ряд принципиально важных шагов в существенном повышении прозрачности и подконтрольности бюджета, эффективности и дисциплины исполнения регионального бюджета и серьезных антикоррупционных мер. Предлагается установить ограничения по всем объектам адресной инвестиционной программы, установить предельный бюджетный дефицит (в иностранной валюте), крупные траты осуществлять только законами, принятыми Заксобранием».
Кроме того, по мнению депутата, по мере углубления кризиса будет нарастать лоббизм, чреватый конфликтами, «только сегодня на нашем заседании слово «лоббизм» было произнесено восемь раз». Поэтому, считает Явлинский, надо повысить прозрачность бюджетного процесса. Действительно, в начале заседания в лоббизме обвинял то Алексей Ковалев Виталия Милонова, то Милонов Ковалева, то обвиняли губернатора, то еще кого-нибудь, иногда слово «лоббизм» в перепалке заменялось словом «крышевание».
Явлинский предлагает ограничить величину расходных обязательств Санкт-Петербурга, принятие которых осуществляется без соответствующего закона, и предельный объем государственного внешнего долга Санкт-Петербурга в инвалюте. Кроме того, Явлинский в очередной раз настаивает на отмене «коррупционной анонимной депутатской поправки». Все поправки, по его мнению, должны подаваться депутатами персонально с пояснительными записками.
На этой больной теме дискуссия по обыкновению заострилась. Андрей Анохин заявил, что поправка отнюдь не коррупционная, а очень хорошая. Самым гневным было выступление Максима Резника, бывшего соратника Явлинского, ныне независимого депутата. Резник начал громить «Яблоко» вообще, а также Явлинского и новоизбранного председателя партии Эмилию Слабунову в частности. «Вы не моралисты, вы фарисеи!» – воскликнул Резник и уже не в первый раз обрушился на яблочника Александра Кобринского за то, что тот якобы с помощью депутатской поправки финансировал Институт иудаики. Это, по словам Резника, стало известно из некоей перехваченной переписки.
«Я не хочу комментировать всю эту грязь, замечу только, что Петербургский институт иудаики, являющийся частью петербургской культуры, вообще не может получать средств из бюджета, поскольку не входит в список организаций социальной направленности, которые могут рассчитывать на средства из бюджета», – сказал Кобринский «НГ».
Тем не менее законопроект Явлинского был принят в первом чтении. Но есть нюанс: срок подачи поправок к нему – до 1 июля 2016 года. Тогда, как известно, у парламентариев начнутся каникулы. А в сентябре уже выборы, так что второе чтение будет уже с новым депутатским составом.
Санкт-Петербург