Фото с официальной страницы Казанского университета в социальной сети
В Казанском федеральном университете (КФУ) открыта молельная комната для студентов-мусульман. На территории вуза уже действует Центр религий, спроектированный специально под религиозные нужды участников минувшей Универсиады, поэтому появление дополнительной мусульманской комнаты, по мнению экспертов, может вызвать непонимание православной общественности. Источники «НГ» утверждают, что именно поэтому открытие комнаты предпочли не афишировать.
Молельная комната расположена на втором этаже Института международных отношений, истории и востоковедения на улице Пушкина. Она рассчитана на 30 человек, хотя сейчас, по информации «НГ», ее посещают чуть меньше 10.
Местная набожная молодежь «пробивала» молельную комнату у руководства вуза в течение 10 лет. Студенты «вынуждены прерывать учебный процесс и идти до ближайшей мечети, если таковая имеется, либо, как-то договариваясь с уборщицами и охраной вузовских зданий, совершать намаз в непредусмотренных для этого грязных полуподвальных помещениях или каптерках», говорилось в обращении к ректору КФУ Ильшату Гафурову еще в 2011 году. Эти просьбы сопровождали требования ввести халяльное питание в столовых вуза. Никто не вспоминал, что до революции в университете была открыта студенческая церковь Воздвижения креста Господня, поэтому если открывать молельную комнату для мусульман, то и о православных верующих не грех подумать.
Об этом вспомнили осенью 2014 года, когда муфтий Татарстана Камиль Самигуллин предложил тогдашнему ректору Казанской духовной семинарии игумену Евфимию (Моисееву) поддержку в деле возвращения университетского храма. Муфтий при этом отмечал, что и мусульманам тоже нужна в вузе своя молельная комната. В итоге о храме к сегодняшнему дню уже забыли, а мусульманская комната в КФУ все же появилась, пусть и в обстановке строжайшей секретности.
«НГ» не удалось взять оперативный комментарий в Духовном управлении мусульман. Источники в КФУ утверждают, что нежелание афишировать появление молельной комнаты отчасти связано со стремлением не поднимать шум в среде православной общественности Казани, особенно после заявлений патриарха Кирилла о ревизии всего церковного имущества в республике (см. «НГ» от 21.10.15). Этим также объясняется отсутствие имама, прикрепленного к молельной, хотя в Деревне Универсиады, а ныне студенческом кампусе КФУ, имам появился сразу.
Политолог Руслан Айсин не видит ничего предосудительного в открытии молельной комнаты в стенах Казанского университета: «Это нормальная мировая практика».
Эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов усматривает в происходящем признаки нарастающей исламизации Татарстана, насаждаемой сверху: «Ильшат Гафуров почувствовал новый тренд внутренней политики в Татарстане – исламизация. Если при первом президенте Татарстана Минтимере Шаймиеве республиканская элита воздерживалась от молитв в мечетях, то начиная с 2010 года нынешний глава республики Рустам Минниханов стал активно и демонстративно показывать свою религиозность, а с ним и чиновники республиканского уровня. В итоге даже Шаймиев стал молиться».
Казань