Государство и частный бизнес, как показывает опыт ведущих стран мира, могут находить общий язык. Не случайно аббревиатура ГЧП (государственно-частное партнерство) звучит все чаще и в России. Речь идет о сотрудничестве государства и инвесторов в целях привлечения в экономику частных инвестиций. Как правило, проекты ГЧП – это стратегические проекты.
Дело не только в том, что в рамках подобного партнерства происходит объединение ресурсов государства и частного бизнеса. Важным фактором успеха является распределение рисков между государством и инвесторами. Что в условиях экономического кризиса, когда инвесторы опасаются возможных убытков, обеспечивает достижение максимального социально-экономического результата.
Баланс интересов и конструктивного взаимодействия государства и инвесторов является необходимой базой для устойчивого развития экономики страны. Словом, ГЧП является эффективным способом привлечения инвестиций, способствует росту экономики, улучшает и развивает инфраструктуру.
В мировой практике известно множество фактов реализации стратегических проектов на основе применения механизма ГЧП. К примеру, в строительство автомагистрали SR125 в Калифорнии государством было вложено 773 млн долл. Для частного партнера единственным источником возмещения потраченных на реализацию проекта средств является оплата проезда по магистрали.
В РФ один из самых крупных в последние годы проектов ГЧП – разработка и внедрение системы «Платон». На «Платон» государство не израсходовало ни копейки. 29 млрд руб., потраченных на разработку системы, – частные вложения. Система уникальна и не имеет аналогов в мире. «Платон» охватывает 50 тыс. км федеральных трасс и около 1,8 млн транспортных средств. Собранные средства напрямую поступают в Дорожный фонд (по предварительным оценкам, около 40 млрд руб. в год), то есть идут на ремонт и строительство дорог.
Плата оператору осуществляется за счет средств, собранных системой. Более 90% идет на обслуживание системы, текущий ремонт оборудования, компенсацию затрат, возврат кредитов.
«Платон» – крупнейший IT-проект в России в настоящее время. Центр обработки данных расположен в Твери, обладает сертификатом отказоустойчивости TIER III и находится в собственности государства. Информация шифруется отечественными средствами, все исходные коды принадлежат государству. Отключить систему извне невозможно.
«Принцип ГЧП заключается в том, что государство совместно с компаниями учреждает и реализует какой-либо проект, – сказал «НГ» известный экономист Никита Кричевский. – Если говорить о «Платоне», нужно учитывать российскую специфику. Безусловно, желающих реализовать этот проект было бы превеликое множество. Но я абсолютно убежден в том, что эту систему нужно было доверить тем структурам, которые проверены на реализации каких-либо крупных проектов. А «Ростех» и компании Ротенбергов – те организации, которым доверяют на 100%. Потому что «Ростех» – это оборонка, а компании Ротенбергов успешно реализуют в стране самые разнообразные мощные проекты. Нужен был контрагент, который смог бы совершенно точно реализовать этот план».
По мнению собеседника «НГ», следовало ожидать, особенно в условиях отечественной специфики, что будут какие-то проблемы, недоработки, появятся нарекания. «Но в общем система работает, – говорит Кричевский. – По моим представлениям, сборы в ходе функционирования «Платона» будут в несколько раз выше заявленных как минимум. Это я так аккуратно говорю, потому что мы имеем дело с огромным серым рынком, на который, к примеру, в республиках Северного Кавказа приходится до 80–90% всего автопарка».
Кстати, о сером рынке, упомянутом экспертом. Общее количество зарегистрированных транспортных средств массой свыше 12 т превысило 600 тыс. При этом 60% машин принадлежит юридическим лицам, около 13% – индивидуальным предпринимателям, 18% – физическим лицам и 9% – иностранцам. При этом физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, из всей базы зарегистрированных в РФ подобных транспортных средств принадлежит почти половина таких машин. Иначе говоря, физическим лицам принадлежит почти половина упомянутых транспортных средств, но в реестре «Платона» этот показатель составляет только 30%.
То есть 12-тонники используются физлицами для осуществления предпринимательской деятельности. При этом определенная доля владельцев транспортных средств занимается перевозкой грузов без регистрации или уклоняясь от уплаты налогов (сборов). Для таких лиц регистрация в системе взимания платы (СВП) «Платон» представляет угрозу их незаконной деятельности.
Таким образом, СВП помимо сбора денег в Дорожный фонд косвенно решает проблему нелегальных и недобросовестных перевозчиков, контрабандистов и перевозчиков контрафактных товаров (в том числе санкционных), которые являются одной из причин ряда системных проблем в российских грузоперевозках.
Текущая политическая ситуация оказывает существенное влияние на формирование бюджета и функционирование финансовых рынков. Очевидно, что востребованность применения механизма государственно-частного партнерства будет возрастать. Стремление сократить бюджетные расходы, улучшая при этом социально-экономическую ситуацию, обеспечит широкое распространение ГЧП во всех сферах жизни страны.