Сегодня на окраинах Петербурга обещана масштабная акция «Улитка» – часть общероссийского протеста водителей большегрузных автомобилей, выступающих против нового денежного сбора «Платон». Полтора десятка фур еще вчера отправились дежурить на выезде из города в сторону Москвы, около съезда на поселок Петро-Славянка. Водители должны были сутки провести на обочинах, а сегодня намерены тронуться дружной колонной в окрестности Колпина и Софийской улицы, причем подробности до сегодняшнего дня не разглашаются.
Однако вчера потенциальным участникам стали рассылаться sms-сообщения, что акция отменяется. При этом в городе проходила пресс-конференция части активистов, где подтверждалось намерение все-таки акцию проводить. Таким образом, образовались два «крыла» – умеренное и радикальное, которые обвиняют друг друга в «соглашательстве» и, наоборот, в «навальнизме».
Протест, как известно, связан с введением с 15 ноября системы, при которой сейчас надо платить 1,53 руб. за 1 км пути, с 1 марта 2016 года – 3,06 руб., а с 2018 года – 3,73 руб. – в дополнение к транспортному налогу и топливным акцизам.
Как раз вчера были обнародованы сведения о штрафах, которым подверглись участники аналогичной акции 19 ноября. 52 водителя были оштрафованы кто за что: за «нечитаемые государственные регистрационные знаки», «нарушение правил пользования световыми приборами» и т.д.
В воскресенье прошло собрание водителей, куда от имени Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов пришел активист движения ТИГР («Товарищество инициативных граждан») Александр Расторгуев. Поскольку накануне уже звучали, в том числе со стороны депутата Госдумы Евгения Федорова, обвинения в адрес протестующих, которые, мол, действуют по указке Госдепа, Расторгуев заявил, что пока требования сугубо экономические – отменить «Платон». «Если завтра отменят – протест в тот же день прекратится, – сказал он «НГ». – Очевидно же, что новый побор не будет направлен на улучшение качества дорог, а просто к людям лезут в карман непонятно в чью пользу».
На том же собрании появился Владимир Матягин, председатель совета некоммерческого партнерства «Центр объединения грузоперевозчиков «Грузавтотранс». По его словам, не нужно ссориться с властью, а нужно требовать двухлетнего моратория на «Платон». Матягин заявил СМИ, что воскресное собрание было созвано от его имени, но туда пришел «навальнист» Расторгуев, а с такими большинству водителей не по пути. Городская интернет-газета «Фонтанка» сообщает, что обзвоненные изданием участники акции 19 ноября решили не ездить протестовать во имя «политики». Расторгуев же утверждает, что на собрании Матягина практически никто не поддержал и нужна полная отмена «Платона», а не мораторий.
Тем временем требования водителей поддержали профсоюзники из Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА), известного забастовками на «Форде» и других заводах. На сайте МПРА появилось заявление в поддержку дальнобойщиков, при этом замечается: «Вместе с тем мы считаем, что проблемы дальнобоев – не только в «Платоне», но и в широко распространенных в сфере перевозок «диких» трудовых отношениях. Значительная часть водителей грузовиков сегодня находится в положении неформально занятых, а проще говоря – рабов. Те из них, кто не является частным предпринимателем, не имеют стабильной занятости и трудовых договоров, подвергаются жестким формам эксплуатации, которые часто приводят к гибели водителей».
В городе одни восторженно относятся к протесту «суровых мужиков с монтировками», которые в отличие от хлипкой интеллигенции наконец-то покажут власти, как обижать народ, другие полны скепсиса. Так, политолог Сергей Шелин осторожен в оценках: «Я очень неуверенно сказал бы, что до политических требований тут, по-моему, еще далеко, нужен опыт многих выступлений и не одних дальнобойщиков, конечно. Но, кажется, начинает чувствоваться раздражение людей от непрерывного материального нажима сверху и придумывания все новых способов отъятия денег».
Санкт-Петербург