В Красноярском крае опять заговорили о необходимости появления оператора, который помог бы связать местных производителей продовольственной и сельскохозяйственной продукции с торговыми сетями. На минувшей неделе эту идею обсуждали на Агропромышленном форуме Сибири. В контексте этих разговоров воскресла тема создания единого зонтичного бренда для красноярской продукции и появления оптового распределительного центра, который мог бы заниматься не только складированием, но и переработкой продукции аграриев, а также их продвижением до потребителя.
Раздражение власти вызывает уход из края в другие регионы первичного сырья, потому что многие мелкие и средние производители сельхозпродукции не могут его переработать и продать на берегах Енисея. «Мы должны создать систему, которая будет не только выгодна всем участникам рынка, но и в конечном итоге позволит повысить качество жизни в крае», – подчеркнул на форуме губернатор Виктор Толоконский.
В краевом парламенте к идее отнеслись с интересом. «Сейчас благоприятное время для экспансии местных производителей, поскольку ассортимент многих торговых сетей оскудел из-за санкций. Ритейлеры, чтобы заполнить прилавки, поневоле вынуждены обратить внимание на продукцию местных товаропроизводителей, – отмечает заместитель председателя комитета Заксобрания по делам села и агропромышленной политике Владислав Зырянов. – Нужен ли специальный оператор – вопрос дискуссионный. Взаимопонимание нужно находить в первую очередь между участниками рынка. И сети и производители зачастую не могут отказаться от своего эгоизма, что приводило к провалам подобных проектов раньше. Сегодня шансов найти общий язык намного больше».
«Разговоры о создании в регионе некоего единого регионального бренда и необходимости строительства логистических центров идут уже лет пять, но толку от них нет по объективным причинам – ситуацию на рынке они никак не изменят, – говорит топ-менеджер одной из крупных торговых сетей Красноярья, депутат горсовета Красноярска Андрей Козиков. – Например, наше предприятие давно сделало ставку на полный цикл производства: от поля до прилавка. И это позволяет нам даже в нынешней сложной экономической ситуации чувствовать себя уверенно. Наивным сельхозпроизводителям, которые полагают, что проблемы с торговлей за них уладит государство, могу только посочувствовать».
У наблюдателей тоже скептицизма хватает. «Предыдущие попытки продвижения местных продовольственных брендов провалились из-за отсутствия желания и политической воли чиновников решать этот вопрос, – уверен политолог Дмитрий Золотухин. – Также камнем преткновения могла стать элементарная жадность именно местных ритейлеров, которые делают большую накрутку на товары красноярского производства. Не думаю, что местный оператор с широким спектром функций решит данную проблему. Как бы это не привело к удорожанию продукции для потребителя. Но способствовать созданию полного цикла производства продовольственной продукции, который позволил бы значительно снизить издержки, региональная власть могла бы».
Красноярск