Поправка БФК ежегодно вызывает дискуссии в Заксобрании Петербурга. Фото с сайта www.assembly.spb.ru
Вчера петербургские яблочники выступили против так называемой поправки БФК (бюджетно-финансового комитета) к бюджету-2016 – одни с трибуны Заксобрания, другие в одиночных пикетах у Мариинского дворца, затем на Невском проспекте. Тем не менее поправка, каждый год вызывающая споры депутатов, в городском бюджете осталась, правда, претерпев небольшую трансформацию: теперь право распределять некоторую долю городских средств будет закреплено за тремя фракциями – «Единая Россия», «Справедливая Россия» и ЛДПР – и группой независимых депутатов. За такой подход проголосовало большинство депутатов на вчерашнем заседании Заксобрания.
В предыдущие годы БФК (бюджетно-финансовый комитет) распределял от 0,2 до 2% бюджета в соответствии с пожеланиями депутатов, каждому из которых нужны были деньги на разные цели – от поддержки различных полезных фондов и организаций до проведения важных мероприятий или публикации нужных брошюр. Такая практика существует с 1995 года. Все эти годы оппозиция высказывала мнение о коррупциогенности поправки БФК. В этом году спикер Вячеслав Макаров торжественно обещал сделать поправку прозрачной, раскрыв ее пофамильно.
Как считает парламентское большинство, это обещание почти выполнено: та или иная фракция решает, как потратить деньги на избирателей, а вот какой конкретно народный избранник на деньги, определенные поправкой, провел детский утренник или раздал продуктовые наборы – это уже избыточная информация. Особенно если учесть, что в 2016 году – очередные выборы в городской парламент. И, как жалуются в кулуарах его представители, на депутатов «и так уже начинает литься разная грязь».
Впрочем, доля гласности в деле распределения бюджетных средств обещана. Так, зампред бюджетно-финансового комитета Сергей Антипов сообщил городским журналистам, что они могут подавать в комитет запросы: «Обращайтесь в письменном виде на имя председателя БФК, и аппарат это отработает. Никаких секретов нет. Да, были депутаты, которые хотели дать деньги с нарушением Бюджетного кодекса. Например, дать деньги структурам, не подчиненным городу, или главный распорядитель не понимал, для чего ему такие деньги. Предлагались деньги не в те комитеты, которые их осваивают».
Яблочники считают, что практика использования городских денег не стала понятнее для горожан. Глава их фракции Григорий Явлинский вчера сделал заявление от имени коллег: «Проведенная «трансформация» не меняет сути дела. Во-первых, как и раньше, поправка анонимна и непрозрачна: неизвестно, кто конкретно из коллектива авторов несет личную ответственность за свое предложение о выделении и освоении средств». Явлинский и его соратники отмечают, что поправка БФК, ныне разделенная на четыре субпоправки, остается коррупциогенным фактором: «Кому достанутся конкретные суммы – знают только анонимные инициаторы поправок и распорядители бюджетных средств».
А вот бывший яблочник, ныне представитель группы независимых депутатов Максим Резник не имеет ничего против поправки в ее нынешнем виде. «Претензии некоторых товарищей на то, чтобы быть моралистами, просто невыносимы. Ничего общего с моралистами они не имеют, они – фарисеи, – сказал парламентарий. – Мы с депутатом Борисом Вишневским, известным борцом с коллективной поправкой, в этом году выбивали деньги для Интерьерного театра Николая Беляка. Не понимаю, чем эта заявка Вишневского на миллион плоха? Коррупционных мотивов у него нет».
Несколько дней назад стало известно, какая фракция на что собирается тратить «поправочные» деньги. В частности, единороссами добавлены средства на оборудование депутатских приемных. 40 млн руб. достается нескольким муниципалитетам, которые в народе считают вотчиной спикера Макарова. Помогут и другим муниципалитетам, находящимся под крылом того или иного депутата. Будут выделены средства для реанимации газет Балтийской медиагруппы, а также на помощь Союзу журналистов – о них печется, например, депутат от «Справедливой России» Марина Шишкина.
Общий бюджет поправки БФК – 2,6 млрд руб., из них 2,1 млрд приходится на «Единую Россию». «Яблоко» и КПРФ заявок в этот раз не подавали.
Санкт-Петербург