Пока объекты красноярского метро законсервированы. Фото с сайта www.newslab.ru
Губернатор Виктор Толоконский пообещал красноярцам, что в краевой столице все-таки появится метро. По его словам, через пять–семь лет в Красноярске будут созданы условия для строительства подземки. «Миллионный город в сибирских условиях развиваться эффективно не может без скоростного удобного общественного транспорта, – заявил глава региона. – Это не означает, что Красноярск готов начать строить метро завтра, я говорю о перспективе в 15–20 лет. Проект этот мы не закрывали, проект этот будет дорабатываться дальше, мы будем находить новые схемы бюджетного финансирования».
Тема строительства подземки давно стала вечным красноярским сюжетом. Строить метро начали ровно 20 лет назад при губернаторе Валерии Зубове (ныне депутате Госдумы). При нем успели прорыть 3,5 км тоннелей. Следующие руководители края по разным причинам к строительству метрополитена остыли. Несколько лет назад проект заморозили (см. «НГ» от 08.04.11). На поддержание законсервированных тоннелей из краевого бюджета тратится 50 млн руб. в год. По оценкам экспертов, для того чтобы запустить первую ветку метрополитена, необходимо не менее 60 млрд руб.
Определенные надежды на реанимацию проекта родились у горожан после того, как Красноярск получил право на проведение в 2019 году зимней Универсиады (см. «НГ» от 13.02.14). Однако они быстро угасли. Например, в новом генплане Красноярска, принятом весной этого года, метрополитен даже не предусмотрен. В октябре мэр краевого центра Эдхам Акбулатов заявил, что не исключает того, что о метро придется забыть: «Нам надо сделать наземный транспорт. Это будет дешевле. Мы при своей жизни увидим результаты нашего труда».
Представители общественности намерение губернатора реанимировать проект строительства метро приветствуют, но сомневаются в его воплощении в жизнь. «Безусловно, Красноярску метро нужно. И жаль, что его строительство было остановлено, а объекты законсервированы. Из-за перегруженности транспортных артерий мегаполиса многие автовладельцы предпочли бы пользоваться быстрым подземным транспортом, чем часами стоять в пробках, – говорит координатор регионального отделения Федерации автовладельцев России Егор Фролов. – С другой стороны, есть опасение, что эти обещания так и не дойдут до реального дела. Сколько мы их слышали за последние годы? Так что пока мы особых иллюзий на этот счет не питаем».
Заявление Толоконского может свидетельствовать и о его долгосрочных политических планах. «Тема метро для многих горожан очень важна. Возвращение к ней можно рассматривать и в контексте выборов в Госдуму и Заксобрание, и в контексте планов самого Толоконского. То, что возрождение проекта строительства подземки, по словам главы региона, случится в течение пяти–семи лет, говорит о том, что губернатор думает уже о втором сроке, – считает политолог Юрий Москвич. – Возможно, речь не только о каких-то популистских обещаниях, связанных с выборами. Понятно, что возродить этот проект без помощи федеральных денег невозможно. Но не исключаю, что Толоконский сейчас ищет и частных соинвесторов, готовых вложить в строительство метрополитена свои инвестиции».
Красноярск