Законопроект Григория Явлинского уступил детищу Георгия Полтавченко с разницей всего в три голоса. Фото РИА Новости
Вчера Заксобрание Петербурга рассмотрело в первом чтении сразу два законопроекта с одинаковым названием. Один проект внесен главой фракции «Яблоко» Григорием Явлинским, другой – губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко. Проекты называются «Об Общественной палате Санкт-Петербурга». На второе чтение отправился губернаторский законопроект.
Оба автора считают, что Общественная палата, создаваемая в соответствии с федеральным законодательством, будет выполнять важнейшие функции по обеспечению взаимодействия общества в лице общественных и некоммерческих организаций с органами власти и местного самоуправления. Она будет привлекать граждан к участию в решении городских вопросов, поможет реализовать задачи по развитию гражданского общества, а также служить делу защиты прав и свобод граждан. Однако губернатор и Явлинский по-разному смотрят на принципы формирования палаты.
Георгий Полтавченко считает, что в палате должно быть 99 человек. 33 назначаются им самим. 33 будут делегированы от неких общественных советов городских районов, причем от района с населением свыше 450 тыс. человек выдвигается трое членов, от района численностью 200–450 тыс. – двое, а от менее чем 200-тысячного района – только один. Оставшиеся 33 набираются от общественных организаций, работающих в Питере не менее трех лет.
Григорий Явлинский полагал, что членов должно быть 60. Треть их – почтенные люди с заслугами, выбирать которых должны депутаты Заксобрания. Треть – представители общественных организаций, работающих в городе не меньше года. Еще треть – делегаты от иных некоммерческих организаций. Все они утверждаются первой «двадцаткой».
На заседании депутаты немного поспорили между собой. Самым резким был Максим Резник (бывший яблочник, ныне в группе независимых депутатов). Он считает вредной саму идею: «Она не только вредная, но и заразная. Создавать Общественную палату на фоне деградирования представительной власти – это забивать еще один гвоздь в крышку гроба парламентаризма». Однако парламентское большинство оказалось иного мнения – за проект Явлинского проголосовали 33 депутата, но за губернаторский все же больше – 36. Пресс-служба Явлинского в итоге распространила заявление под заголовком: «Парламент Петербурга решил создать Общественную палату для губернатора, а не для горожан».
Любопытно, что многие общественники либерального настроя негативно восприняли оба проекта. Так, накануне заседания один из активнейших представителей НКО – Александр Карпов из экологического центра «ЭКОМ» – делился в Сети своим возмущением: «Сейчас мы с вами можем сами «осуществлять взаимодействие» с кем угодно в целях общественного контроля, учета наших потребностей, защиты прав и свобод и др. И делаем это более или менее успешно. После принятия закона появится палата, которая будет «обеспечивать осуществление взаимодействия». Через три года это будет «подушка», а через пять–семь лет, вполне возможно, бетонная стена». Не вполне согласен с Карповым сопредседатель Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга Григорий Соломинский: «Ничего нового. Очередной симулякр в любом варианте – более «демократическом» или более «административном». Лет 15 сверху создаются разные общественные советы, палаты и прочее, пользы от них нет. Если бы туда вошло несколько приличных людей, было бы даже хуже – кто-то верил бы, что они помогут, и потерял бы время. В нормальной же системе общественность сама снизу создаст общегородскую структуру, если будет надобность».
Тем временем как раз за день до заседания торжественно отметила свое 15-летие нынешняя Общественная палата Петербурга. Заодно там состоялась смена председателя. Раньше им был директор музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров, а теперь стала директор Юсуповского дворца Нина Кукурузова, одновременно являющаяся членом Адмиралтейского районного общественного совета. Судя по всему, новый закон новым законом, а прежний состав ОП уверенно смотрит в будущее.
Санкт-Петербург