Вчера вице-губернатор Петербурга Игорь Албин подтвердил свою позицию, несколько дней назад изложенную им в письме министру природных ресурсов РФ Сергею Донскому. Албин просит включить в Государственный водный реестр Кондакопшинское болото, расположенное в Пушкинском районе близ старинного села Кондакопшино. Это болото входит в зону строительства города-спутника Южный, который собираются возвести на площади в 2 тыс. га между Павловским и Киевским шоссе рядом с городом Пушкином (в прошлом – Царское Село).
Занимает природный резервуар влаги всего 6% от общей площади предполагаемого строительства. Однако девелоперы не хотят отказываться от жилой и деловой застройки в этом месте, а общественность считает, что расправа с болотом нанесет ущерб не только нескольким протекающим здесь речкам, но и знаменитым царскосельским прудам. Кроме того, в лесу, выросшем на болоте, обитают животные – лоси, зайцы – и растут растения, являющие собой уникальную болотную флору, а не так много осталось живой природы в черте Питера. Под петицией в защиту болота собрано уже несколько тысяч живых подписей и тысячи электронных.
Албин тоже считает, что болото нужно сохранить. «На строительство Южного это не повлияет, а вот экологической обстановке исчезновение болота может повредить», – заявил он журналистам. Активисты движения «Гражданин Пушкин» еще летом обратились к вице-губернатору с просьбой о содействии. По их данным, Кондакопшинское болото питает реки Кузьминка и Поповка. Эти реки, в свою очередь, являются единственным источником пополнения гидросистем знаменитых воспетых Пушкиным прудов и прудов царственного Павловска. В прежние времена пруды Царского Села подпитывались с помощью Таицкого водовода, который давно разрушен. Существовали проекты его восстановления, но пока речи об этом не ведется.
Строители же пытаются опровергнуть доводы жителей: их пресс-служба заявляет, что «болото не может быть источником питания рек, так как является естественным аккумулятором воды». Кроме того, они говорят, что проблему водоснабжения знаменитых парков решится с помощью ливневых стоков Южного.
«Гражданин Пушкин» не верит девелоперам. «Ни в генплане, ни в проектных документах нет никаких гарантий, что они собираются это сделать», – говорит «НГ» активист движения Александр Беляев. По его словам, в настоящее время происходит своего рода битва экспертиз. Обещанные к сентябрю результаты экспертизы, заказанной девелоперами в Институте гидрологии, до сих пор были неизвестны. В том числе поэтому активисты обратились к вице-губернатору, ведь получить данные исследования может либо заказчик, либо представитель власти. Беляев утверждает, что результаты полностью подтверждают позицию «Гражданина Пушкина».
Тем временем одна за другой экспертизы заказываются опять – как защитниками кондакопшинской природы, так и проектировщиками Южного. Первые отмечают, что помимо всего прочего гибель болота нарушит экологический баланс близ самого Кондакопшина, места, где летом, а то и круглый год живут многие петербуржцы. Вторые торопятся: какое-то болото путает глобальные планы создания в Южном Иннограда науки и технологий, о котором было заявлено в июне 2015 года.
Несколько дней назад в ответ на письмо Албина в Минприроды и заявления «Гражданина Пушкина» пресс-служба компании «Старт Девелопмент», занимающейся проектом «Южный», распространила заявление со ссылкой на исследования специалистов Института озероведения РАН и с обещанием новых изысканий. В нем говорится: «Южный не только не навредит Пушкинским озерам, но спасет их от пересыхания. Новое исследование должно будет поставить жирную точку в вопросе так называемого Кондакопшинского болота и прекратить спекуляции по данному вопросу». Звучит загадочно: в окрестностях будущей стройки и в городе Пушкине нет водоемов, носивших бы название «Пушкинские озера», да и вообще в Пушкине нет озер.