Сегодня начинает работать первая в Петербурге зона платной парковки в центре города, о которой говорили больше года. Срок начала взимания денег с автовладельцев, чтобы они меньше загружали центральные улицы и больше пользовались общественным транспортом, передвигался из месяца в месяц. Красивые квадратики и знаки на территории, ограниченной частью Невского проспекта, набережной Фонтанки, куска Лиговки и Кирочной улицей, появились давно. Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) позавчера окончательно сообщил горожанам, как с них будут брать деньги.
Плата за паркинг будет взиматься с 8 до 20 часов в будни и выходные (в отличие, например, от Таллина, где в выходные дни парковка в центре бесплатна, кроме пешеходных зон, где она запрещена вообще). С легковой машины будут брать 60 руб. в час, с мотоцикла – 30 руб., с грузовика категории С – 120 руб. Жители улиц, входящих в зону, имеют льготы – они могут покупать парковочный билет на год стоимостью от 900 до 3600 руб. Градаций, как в других европейских городах – час, два часа, сутки, – не предусмотрено: или плата по количеству часов, или годовой абонемент. Льготы есть также у инвалидов, для них парковка бесплатна, но для получения льготного билета им нужна куча документов. Некоторым инвалидам уже отказали, потому что у них не оказалось некоторых документов. Заплатить деньги можно с помощью sms, а также через специальный сайт и паркоматы. Платить нужно в течение 15 минут после остановки машины, иначе – штраф в 3 тыс. руб., тот же штраф будут брать, если машина заняла два парковочных места.
КРТИ летом обещал проинформировать горожан обо всех подробностях нововведения, в частности, привлекая неких волонтеров, которые будут стоять или ходить по улицам и объяснять автомобилистам, что их ждет. Возможно, они действительно ходили, хотя ни корреспонденту «НГ», ни ряду его коллег из питерских СМИ ни одного волонтера обнаружить так и не удалось, равно как найти хоть одного человека, который видел бы этих волонтеров.
У платных парковок есть сторонники и противники. Действительно, центр города перегружен машинами, как, впрочем, и прилегающие к центру жилые кварталы. У некоторых станций метро есть перехватывающие стоянки, но их раз-два и обчелся, к тому же метро в городе недостаточно развито. В таких кварталах уже сейчас автовладельцы не могут приткнуть «железного коня», приехав с работы, – дворы запружены «чужими» легковушками, фургончиками интернет-магазинов, доставок пиццы и т.д. Люди опасаются, что с введением платности центра рядом с ним наступит коллапс. Губернатор Георгий Полтавченко в свое время напугал горожан, заявив, что весь въезд в центр нужно сделать платным. Жители многотысячных окраин писали в сетях, что в этом случае нужно сделать платным и выезд для жителей центра, едущих через спальные районы за город или в гипермаркеты. Позднее Полтавченко отказался от этой идеи.
С другой стороны, поездка в центр по недолгому делу часто будет более удобной – проще заплатить 60–120 руб., чем кружить по кварталам в поиске свободного местечка. Пилотная зона рассчитана на 2895 парковочных мест, а всего их обещают сделать к 2020 году 65 тыс. Есть сомнение, что это снизит нагрузку на центр. Как еще в феврале во время круглого стола по данной теме заявлял член организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов, «трафик в центре, наоборот, увеличивается. Раньше человек приезжал в центр на работу и парковал свой автомобиль на весь день. Теперь он на работу на машине не поедет – дорого. А на его освободившееся место в течение дня приедут пять других автомобилей». При этом чиновник КРТИ Евгений Воробьев сообщил, что сеть общественного транспорта в пилотной зоне не будет усилена, поскольку «в центре везде есть метро, до которого 15 минут хода». Он не объяснил при этом, как быть сотням тысяч людей, у кого ближайшая станция метро – именно в центре, и ехать до нее не меньше получаса.
Санкт-Петербург