«Дом с Мефистофелем» остался без головы персонажа из «Фауста». Фото с сайта www.wikimapia.org
«Северная Пальмира против вандалов» – под таким лозунгом через социальные сети организуется уличная акция, планируемая в воскресенье на Петроградской стороне Петербурга. Старое поэтическое обозначение града Петрова внезапно актуализировалось по аналогии с гибелью от рук вандалов «Исламского государства» (деятельность группировки запрещена в России) остатков древней Пальмиры.
Общество шокировано уничтожением барельефа на здании – памятнике стиля модерн, известном как «Дом с Мефистофелем». Теперь головы персонажа из «Фауста» на фасаде нет – она была уничтожена среди бела дня в среду. Прокуратура и полиция ведут проверку.
Выражаясь официальным языком, «элемент лепной композиции над трехчастным окном – рельеф с изображением антропоморфного фольклорного существа с крыльями летучей мыши – распоряжением КГИОП (Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. – «НГ») от 6 марта 2013 года отнесен к предмету охраны объекта, представляющему особую историческую ценность». Так что совершенное в среду деяние подпадает под статью 243 УК РФ (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия).
Дом построен в 1910–1911 годы по проекту архитектора Александра Лишневского. Снос барельефа обнаружил историк Дмитрий Браткин, проходивший мимо здания. Накануне он видел на Лахтинской улице группу людей, фотографировавших фасад здания-памятника. Затем он стал свидетелем того, как рабочий, свесившись на веревках с крыши, сбил и сбросил барельеф. Обломки увезли. Чердак дома был открыт.
Сообщение Браткина вызвало шум в Сети. Группа жителей Петроградской стороны отправилась с заявлением в полицию. Депутат Заксобрания Александр Кобринский (фракция «Яблоко») пошел проверить информацию и сообщил, что Мефистофеля уже нет, так что депутат тоже пишет заявление в правоохранительные органы. Поэт Андрей Чернов написал, что это не просто изображение демонического существа, а скульптурный портрет знаменитого Федора Шаляпина в не менее знаменитой роли Мефистофеля из оперы «Фауст». Не все с ним согласны. Некоторые видят в «антропоморфном существе» мистического демона Малфаса, владеющего искусством возведения зданий. «Но так ли это важно? Пожалуйста, давайте не забывать, что это в первую очередь искусство, история, культура, а не религия, не суеверие и не повод для взаимной ненависти», – пишут в Сети.
Сразу же возникла версия, что Мефистофель не понравился служителям строящейся напротив церкви. Жители, в свое время протестовавшие против этого строительства (был перекрыт пожарный проезд к соседним домам, один из которых пришлось укреплять), сообщают, что священник этой церкви по фамилии Гультяев прилюдно обещал снести барельеф.
Писатель Егор Седов считает, что вандалы действуют в соответствии с трендом последнего времени – «оскорблением чувств верующих» и борьбой «за традиции», но: «Вот в той самой «России, которую мы потеряли» никого, судя по всему, особо не оскорбляли ни Шаляпин в роли Мефистофеля, ни Мефистофель на фасаде доходного дома. То есть вот эту самую неоскорбляемость можно смело считать традицией». Однако чувства чувствами, ценности ценностями, а ведь кто-то дал неведомому рабочему ключи от чердака и «Газель» для вывоза обломков. Дом жилой, им ведает ЖЭС-2, подчиняющаяся «Жилкомсервису № 2». На звонки журналистов там кричали: «Не знаем, кто сбил вашего демона». Заместитель начальника ЖЭС Наталья Сафронова на вопрос «НГ», кто же все-таки дал ключи исполнителю преступного деяния и по чьему приказу, раздраженно ответила: «Кто дал, тот уже в прокуратуре показания дает, а я некомпетентна» – и бросила трубку. А жильцы ближних домов говорят, что с ключами там вообще бывает полная чертовщина: например, уволили всех слесарей и сантехников, а те в отместку развинтили все краны и украли все приборы в узлах отопления, а ключи унесли с собой.
КГИОП направил обращение в разные инстанции с просьбой установить виновных. Некоторые горожане считают, что барельеф симпатичного «антропоморфного существа» можно восстановить, есть его фотографии в разных ракурсах. И даже «поставить с остальных трех сторон три такие же».
Между тем ответственность за разрушение барельефа взял на себя Денис Горчин, представившийся бывшим главой организации «Казаки Санкт-Петербурга». В редакцию питерского издания «Фонтанка» вчера поступило подписанное им письмо. «Нас возмущало, что эта ужасная легенда стала приманкой туристов, гордостью, получается открытое поклонение сатане», – говорится в заявлении.
Санкт-Петербург