Боевики были заблокированы в многоэтажке в Нальчике. Фото с сайта www.nac.gov.ru
С Северного Кавказа стали регулярно поступать новости о столкновениях силовиков с бандформированиями. Вчера в столице Кабардино-Балкарии Нальчике прошла вторая за неполные две недели спецоперация, а в минувшие выходные группу боевиков уничтожили в Ингушетии. Эксперты констатируют активизацию террористического подполья и не исключают, что это может быть связано с возросшим влиянием в регионе запрещенной в России организации «Исламское государство» (ИГ).
Режим контртеррористической операции был введен на части территории Нальчика вчера около трех часов ночи. В одной из квартир городской многоэтажки была блокирована бандгруппа.
Силовики эвакуировали с близлежащей территории около 300 жителей и вступили в переговоры с боевиками. Те отказались сдаться и открыли огонь. В ходе штурма шесть преступников были нейтрализованы, сообщили в Национальном антитеррористическом комитете (НАК). Потерь среди мирного населения и сотрудников сил правопорядка нет.
В квартире, где держали оборону боевики, найдены автоматы и большое количество боеприпасов. Личности убитых устанавливаются. По данным ФСБ, преступники в начале года вступили в состав так называемого центрального сектора действующего в Кабардино-Балкарии бандподполья и уже имели на своем счету несколько террористических преступлений. В частности, членов именно этой группы подозревают в недавнем убийстве полковника полиции, начальника штаба ОМВД по Черекскому району Тахира Гузиева. Спящего сотрудника МВД расстреляли в его собственном доме ночью 31 июля. По некоторым данным, одним из двух убийц был сосед полицейского, который таким способом продемонстрировал готовность примкнуть к исламистам. В НАК также уверены, что нейтрализованные боевики причастны к деятельности международной террористической организации.
В последнее время новости о спецоперациях по обезвреживанию членов северокавказских бандформирований поступают регулярно. Так, в минувшую субботу в ингушском селе Даттых были ликвидированы восемь боевиков, недавно вступивших в запрещенную в России организацию «Исламское государство». По данным НАК, среди них оказался Адам Тагилов – организатор террористической вылазки в Грозный в декабре 2014 года, в ходе которой погибли 10 полицейских. 23 июля в столице Кабардино-Балкарии была уничтожена бандгруппа, планировавшая убийства представителей власти во время праздничных мероприятий в День республики. Руководитель бандгруппы Султан Абшаев, по информации НАК, занимался вербовкой молодежи и был причастен к многочисленным покушениям на жизнь и убийствам сотрудников правоохранительных органов. По некоторым данным, он был в числе группы боевиков, застреливших 14 июля прокурора отдела собственной безопасности прокуратуры Кабардино-Балкарии Марата Токова.
Как считает член научного совета Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко, активизация боевиков на Северном Кавказе может быть косвенно связана с влиянием ИГ, в состав которого вошла местная террористическая группировка «Имарат Кавказ». «Не исключаю, что есть желание самореализации. Одно время была пауза: и в прошлом, и в этом годах было меньше терактов. Но, по мнению специалистов, эта тенденция может повернуться вспять. Наверно, именно это и происходит», – полагает эксперт.
Эксперт отмечает, что по уровню террористической угрозы Кабардино-Балкария теперь уже сравнима с регионами восточного Кавказа – Дагестаном, Ингушетией, Чечней, которые традиционно отличаются активностью боевиков. «Думаю, это не единичные случаи: бои в Нальчике и Ингушетии могут дать толчок к более активным действиям исламистов, – считает Малашенко. – Оживились и наши спецслужбы. Но это качели: тут наносится удар, там – контрудар, и вся ситуация начинает расшатываться».
Гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков также не исключает, что северокавказское бандподполье активизировалось под внешним влиянием – из-за роста популярности ИГ. По мнению эксперта, недовольству исламских радикалов также могло способствовать повышенное внимание руководства России к православию. Кроме того, сказался сезонный фактор, считает Хомяков: «Как правило, летом бандформирования всегда активизируются: так называемая зеленка помогает скрываться, уйти от преследования».