В Петербурге вчера продолжилась серия одиночных пикетов в защиту лидера городского ПАРНАСа Андрея Пивоварова. Акции начались сразу после того, как питерским активистам стало известно о задержании политика в Костроме, где он сейчас руководит предвыборным штабом Демократической коалиции. Его делом занимаются следователи по особо важным делам СКР, и подозревается он ни больше ни меньше как в «хакерском» преступлении – ст. 272 ч. 3 УК РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации).
В различных интерпретациях СМИ это звучит как «попытка покупки базы данных» или «попытка подделать подписи избирателей». Политические активисты Петербурга уверены, что такое обвинение нелепо. Один из пикетчиков, Валерий Федотов, сообщил, что после акции ему стали поступать угрозы по электронной почте. В пикеты вышли не только парнасовцы. Аркадий Чаплыгин из Партии прогресса стоял в центре города с плакатом «Гады, верните выборы». Он считает, что история с Пивоваровым в Костроме и предшествовавшие ей события в Новосибирске, где Демкоалиции отказали в регистрации списка из-за сомнительного брака в подписных листах (см. «НГ» от 29.07.15) – не что иное, как дискредитация выборов как таковых.
Сейчас много петербуржцев оказалось задействовано в кампании Демкоалиции в разных городах. Так, в Новосибирске работает известный гражданский активист Федор Горожанко, да и в Костроме Пивоваров не один. К «питерским десантам» относятся по-разному, но в целом городская оппозиция считает, что дело полезное. Во-первых, в российских городах у тамошних соратников не всегда хватает опыта и кругозора, и их там просто мало, поэтому усиление необходимо. К тому же Петербургу предстоят выборы в региональный парламент в будущем году, и поработавшие в других городах люди будут уже обкатанными и готовыми ко всему.
Как сообщалось, Пивоваров узнал о том, что произошло, в Новосибирске. Там после сбора подписей оказалось, что многие из них не соответствовали базе УФМС, в которой при этом было много ошибок – от данных старых советских паспортов до отчества «Тимурович» в данных женщины. Живые сдавшие подписи люди числились умершими, мертвые – живыми. Пивоваров, по рассказам коллег, решил заранее сверить уже собранные подписи с этой базой, чтобы скрепя сердце вычеркнуть живых и реальных людей, отдавших свои подписи, если их данные не совпадали с базой. Полицейского, который согласился помочь в такой сверке, тоже задержали.
«Мы пока не знаем подробностей, но Андрей просто шокирован был тем, что случилось в Новосибирске, и решил подстраховаться, – рассказывает активист ПАРНАСа Наталья Грязневич. – Что случилось – утечка информации или подстава, – пока судить сложно. Сама ситуация с подписями абсурдная. Люди сами, по доброй воле предоставили свои персональные данные. Но процедура превращается в отсев людей, нежелательных для власти. Из того же Новосибирска сообщали: только Демкоалиция вела реальный сбор подписей живых людей. Но ее подписи не подошли, а у «кого надо» они были правильные и с иголочки».
В Сети довольно активно обсудили костромской сюжет. Внимание многих привлекли даже не действия властей, смахивающие на произвол против оппозиции, а сама опора на базу УФМС как на истину в последней инстанции. Автор материала лично сталкивался со странностями этой базы и в Петербурге. Так, однажды районные полицейские, сверившись с ней, сообщили, что корреспондент «НГ» живет по адресу, откуда он выписался восемь лет назад, кроме того, там присутствовали сведения о лицах, давно живущих под другими фамилиями или вообще давно не живущими на свете.
Знакомый Пивоварова Дмитрий пишет в Facebook: «Мы все знаем, где мы живем и как у нас обновляются базы. Я не задаю вопросов, почему вообще нужно было это делать, если, по идее, сбор подписей на выборах – это проверка количества людей, готовых поддержать ту или иную партию, а не конкурс по каллиграфии или сверка актуальности жителей города с базой, имеющейся в наличии в местной полиции. Моего друга посадили за решетку за то, что он попытался сделать за государство его работу».
Санкт-Петербург