Операторам единых дежурно-диспетчерских служб созданы комфортные условия для работы. Фото с сайта www.ruzaregion.ru
Подмосковные власти подвели итоги первого месяца тестового режима работы единой системы экстренных вызовов. С 1 июня для обращения за помощью в любую диспетчерскую службу – «01», «02», «03», «04» – можно набирать новый телефонный номер – 112. Привычными номерами можно будет пользоваться еще несколько месяцев. Положенный в основу работы системы принцип «одного окна» упрощает получение гражданами экстренной помощи, а передовое технологическое оборудование и высокая квалификация персонала сокращают время реагирования на звонки.
Московская область стала первым субъектом Федерации, в котором новая система внедряется на территории всего региона. В систему входят 70 муниципальных единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) и 368 подразделений экстренного реагирования, в том числе 82 – пожарной охраны, 162 – полиции, 122 – скорой медицинской помощи, 1 – аварийной службы газовой сети и 1 – службы «Антитеррор». В будущем планируется подключить к единому номеру и службы ЖКХ.
«Со дня запуска «Системы 112» прошел месяц. Все это время мы анализировали, изучали ее работу, посещали ее офисы, – отметил на днях губернатор Московской области Андрей Воробьёв, выступая на заседании регионального правительства. – Нам еще есть к чему стремиться. Но должен отметить результативную и слаженную работу со всеми без исключения службами: есть полное понимание с полицией, МЧС, скорой помощью».
В течение июня на телефон 112 поступило почти 650 тыс. звонков, сообщил заместитель председателя правительства Дмитрий Пестов. Большинство обращений, принятых в обработку, – вызовы скорой помощи (25%) и полиции (24%). «Нам удалось сократить время обработки вызова оператором до 1 минуты 7 секунд. На первой неделе эксплуатации операторы заполняли карточку около 14 минут», – обратил внимание Дмитрий Пестов.
Большой проблемой стало большое количество ложных и хулиганских вызовов – за первый месяц работы их было более 48 тыс. «Такой объем хулиганских звонков засоряет каналы связи с операторами и осложняет работу экстренных служб: вместо того чтобы оказывать помощь реально нуждающимся в ней людям, они вынуждены выезжать на ложные вызовы», – заявил Дмитрий Пестов.
Отметим, эта проблема стала очевидной сразу после запуска системы: первое время половина всех позвонивших по новому номеру были телефонными хулиганами. Областное руководство сетовало на недостаточно суровые санкции, ведь штраф за это правонарушение составляет всего
1 тыс. руб. В Мособлдуме не исключают, что выйдут с законодательной инициативой об ужесточении наказания за подобные действия.
Между тем, как рассказал Дмитрий Пестов, нарушителей закона отслеживают: «На действия наиболее злостных телефонных хулиганов операторами системы оформляются заявления в полицию. Это служит поводом для возбуждения административных, а в отдельных случаях – и уголовных дел». Дмитрий Пестов привел в пример случай, имевший место в конце июня в Долгопрудном: по подозрению в ложном вызове полиция задержала местную жительницу, расследуется уголовное дело.
При реализации проекта не обошлось без небольших технических неполадок. «За первый месяц работы было зарегистрировано 512 запросов на устранение технических проблем», – сообщил Дмитрий Пестов. Впрочем, они не повлияли на работу системы и были оперативно исправлены. К тому же пока система функционирует в тестовом режиме, а это как раз и нужно для того, чтобы определить уязвимость и провести отладку работы.
С технической стороны работа системы представляет собой сочетание сложнейшего оборудования и программного обеспечения. Однако не менее важен человеческий фактор. К работе в системе привлекается в общей сложности более 3,5 тыс. человек: психологов, диспетчеров, операторов, специалистов информационных систем. Как рассказал «НГ» начальник Главного управления МЧС России по Московской области Сергей Полетыкин, психологическому и профессиональному обучению операторов уделяется огромное внимание: подготовленный специалист может быстро уточнить нужную информацию, поддержать человека, а иногда и предотвратить происшествие. Отметим, в частности, что только за первую неделю эксплуатации системы 52 раза к общению с позвонившими подключались психологи, предотвратив 6 попыток самоубийства и урегулировав несколько семейных ссор.
По словам Дмитрия Пестова, в большинстве муниципалитетов работа ЕДДС была организована в соответствии с утвержденными нормами – операторы работают в удобных, комфортных помещениях. Главы отстающих муниципальных образований представили «дорожные карты» решения возникших проблем. В ближайшее время муниципалитетам также предстоит доукомплектовать штаты ЕДДС, обеспечить всех сотрудников формой, провести их дополнительное обучение и аттестацию. Вся эта работа контролируется на областном уровне.
Андрей Воробьёв обратил внимание еще на один важный момент – наличие своего рода корпоративной сети, позволяющей операторам обмениваться информацией, обучаться, выявлять проблемы, на которые необходимо обратить внимание. Губернатор пообещал регулярно заслушивать доклады о работе системы до ее полного запуска. Отметим, комиссия по государственной приемке проекта начнет работу 1 сентября, а на полноценную работу система перейдет в ноябре, на месяц раньше намеченного срока. «До этого времени должны быть устранены все шероховатости и проблемы», – подчеркнул глава региона. Андрей Воробьёв поручил провести широкую информационную кампанию среди населения – ведь уже с 1 ноября экстренные службы будут реагировать только на звонки по телефону 112.