Не успела питерская общественность порадоваться известию о закрытии печально известной «фабрики троллей» на улице Савушкина, как появилась информация: эта организация просто сменила вывеску и под новым названием набирает людей на работу. Дело, начатое петербурженкой Людмилой Савчук, ведущей судебную тяжбу с работодателями интернет-троллей и общественную кампанию против самого явления, далеко от завершения.
С июня идут судебные заседания по иску 34-летней Людмилы Савчук. Она заявила, что устроилась работать «онлайн-троллем» в ООО «Интернет-исследования» на улице Савушкина. В ее обязанности входило комментировать материалы в соцсетях под видом простого интернет-пользователя, который высказывает свои личные мысли. Об организации, которая таким образом «создает общественное мнение», в городе и стране говорили давно, с середины 2013 года. Сначала ее офис располагался в поселке Ольгино, поэтому возникло даже понятие «ольгинские тролли» - пользователи, которые по команде начальства писали хвалебные тексты о власти в соцсетях, атаковали аккаунты оппозиционеров и устраивали склоки у них в комментариях. Затем фабрика переехала на улицу Савушкина близ метро «Старая деревня». На работу сюда устраивались безработные журналисты, студенты, домохозяйки, которым платили около 40 тысяч рублей. При этом работе мешала текучка кадров – кого-то из «троллей» угнетала совесть, кто-то не выдерживал потогонной системы. Рекрутированным новичкам объясняли, что они выполняют особое задание Родины, намекая на команды непосредственно из Кремля – писать агрессивные тексты об украинских событиях или оскорблять убитого Бориса Немцова.
Савчук, однако, подала иск попросту по поводу невыплаченной ей зарплаты и нарушения трудового законодательства. Адвоката Ивана Павлова и его группу «Команда 29» больше всего поразил сам факт появления представителя ответчика в суде. Прежде причастные к этой деятельности люди заявляли, что «ольгинские» или «савушкинские тролли» – выдумка «либералов и белоленточников», а на самом деле люди ругаются в сети по зову сердца. Но «интернет-исследователи» даже согласились было на мировую, пообещав заплатить Савчук зарплату и еще 10 тыс. руб – за моральный ущерб, связанный с выполнением «неприятной работы». Зарплату выплатили, а моральный ущерб возмещать отказались и объявили, что «фабрика» закрылась. Людмила Савчук и активисты из созданного ею движения «Информационный мир», однако, утверждают, что работа троллей продолжается. А на днях питерские журналисты обнаружили, что ООО, которое, по их сведениям, является юрлицом тролльского агентства, опять зовет на работу в той же Старой Деревне. Теперь нужны программисты за 50 тыс. руб., выпускающие редакторы от 45 тыс. руб, контент-менеджеры и копирайтеры. По темпам роста безработицы Питер сейчас лидирует во всем Северо-Западном федеральном округе. И если токарю и сварщику еще можно попытать счастья, то для людей «умственного труда» работы не много. Городской журналистский корпус тоже бедствует – в сети участились жалобы от пишущей братии на тему порванных ботинок, которые не на что заменить. А этический кодекс у каждого свой личный, так что приток кадров в Старую Деревню вполне возможен.
Но «суд над троллями» (он продолжится 5 августа) общество все равно считает некоторой победой. Точно также многие рады исходу еще одного недавнего судебного дела, которое вел Евгений Смирнов из той же адвокатской «Команды 29». Директор центра ЭКОМ Александр Карпов выиграл 25 тыс. руб. у известного депутата Виталия Милонова, и даже уже получил от милоновского помощника эти деньги. Депутат называл Карпова «иностранным агентом», «жуком» и «гадом». Карпов комментирует для «НГ» это дело «процесс троллей» так: «Дело не только в блестящей работе юристов, а в такой стратегии, при которой неангажированный судья неминуемо вынесет решение в пользу закона. Увы, ангажированность или неангажированность судей от нас почти не зависит, но машина не всегда успевает включиться – в отличие от дел, например, по выборам, которые отдают тем судьям, от которых ждут угодного властям результата».
Санкт-Петербург