Проезд в электричках по всему Московскому региону для всех льготников останется бесплатным. Фото Александра Артеменкова/PhotoXPress.ru
Решение Московской областной думы с 1 августа сделать платным для некоторых категорий льготников проезд в столичном общественном транспорте вызвало большой резонанс. В спорах вокруг этой темы зачастую забывается, что само наличие таких льгот практически не имеет прецедентов в России. Ведь при данной системе один регион оплачивает другому проезд по его территории своих жителей, тем самым способствуя их трудоустройству у соседа и субсидируя его экономику. К тому же речи о полной отмене данной системы не идет.
Согласно принятому Мособлдумой 18 июня закону, с будущего месяца проезд в метро и наземном общественном транспорте столицы станет платным только для трех категорий из обширного перечня федеральных и областных льготников. Это ветераны труда, ветераны военной службы и пенсионеры, не имеющие иных оснований для предоставления льгот (см. «НГ» от 26.06.15).
В руководстве Подмосковья данный шаг объяснили тем, что среди всех льготников представители именно этих категорий ездят в Москву на работу. Предоставление им права на бесплатное передвижение по столице фактически является стимулированием их трудоустройства в соседнем регионе. При этом Московская область компенсирует столице финансовые потери от бесплатного проезда своих льготников: расходы составляют 3,6 млрд руб. В Подмосковье решили, что сэкономленные на частичной отмене льгот 2,5 млрд руб. пойдут в первую очередь на строительство школ. А нуждающимся пенсионерам предоставят компенсацию стоимости проезда в столичные больницы.
Нынешняя система родилась после монетизации льгот в 2005 году. Подмосковные пенсионеры от нее сильно пострадали, и это вызвало их бурные протесты. «Пришлось достигать соглашения, компенсировать расходы московскому транспорту», – напоминает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.
«Для России это редчайший, особый случай. Более миллиона жителей Подмосковья работают в Москве, ездят туда каждый день. Московская агломерация исключительна в этом отношении», – говорит эксперт. Отметим, похожая система транспортных льгот связывает также Санкт-Петербург и Ленинградскую область, однако там есть нюансы. «Питер по факту прирезал к себе все ближние пригороды, и основное население оказалось в границах Северной столицы, – отмечает Наталья Зубаревич. – А в Московском регионе граница проходит по живому, по МКАД. Поэтому и возникают вопросы».
Действия подмосковных властей по отмене бесплатного проезда в Москве для трудоустроенных в столице пенсионеров имеют под собой очевидные основания, считает эксперт: «Логика абсолютно понятна – ведь эти люди в области не работают». Кроме того, сказывается общая экономическая обстановка в стране: сейчас многие регионы сокращают социальные бюджеты, отмечает Наталья Зубаревич. Лишних денег, чтобы субсидировать поездки в столицу работающих льготников, в Подмосковье нет, считает эксперт.
Отметим, как заявила «НГ» министр социального развития Подмосковья Ирина Фаевская, все средства, сэкономленные от отмены бесплатного проезда, будут направлены на решение проблем и задач в социальной сфере. Кроме того, она напомнила про компенсацию проезда в больницу по назначению врача. «Инициатива Московской областной думы по пересмотру транспортных льгот долго обсуждалась на круглых столах с участием общественных организаций. Были взвешены все «за» и «против», – подчеркнула министр.
Добавим, при проезде по территории Московской области все транспортные льготы сохраняются. Более того, проезд по Москве в автобусах, имеющих подмосковную «прописку», и пригородном железнодорожном транспорте тоже будет для льготников по-прежнему бесплатным. «Житель Московской области, имеющий право на льготу в части бесплатного проезда на общественном транспорте Московской области, зайдя в автобус или электричку в своем городе или поселке, сможет, как и раньше, проехать от места посадки до конечной точки в Москве и обратно бесплатно», – подчеркнул заместитель председателя правительства – министр транспорта Московской области Петр Иванов.
Данное уточнение весьма уместно с учетом масштаба пассажироперевозок в Московской области. В общей сложности на территории региона действуют 2439 маршрутов областных транспортных компаний, ежегодно перевозится 620 млн пассажиров. По регулируемым тарифам работают 1270 маршрутов. Ежегодно ими пользуются 445 млн человек, из которых 239 млн составляют льготники. Никаких изменений в правилах проезда по таким маршрутам после 1 августа не произойдет.
Ряд автобусных маршрутов – более 170 – имеют межрегиональный характер, другими словами, привозят пассажиров в Москву и увозят обратно в область. В частности, 107 маршрутов соединяют областные населенные пункты со станциями московского метро, еще 28 – с железнодорожными станциями, 17 маршрутов пролегают в Новую Москву, а 5 – к столичным автостанциям. «На всех этих маршрутах льготы будут предоставляться по-прежнему, независимо от того, по территории какого субъекта маршрут проходит – только по территории Московской области или между двумя субъектами», – отметил Петр Иванов.