Порт Посьет – важный для края объект, и его развитие должно быть экологически безопасным. Фото с сайта www.rosmorport.ru
Предметом разногласий приморских экологов, промышленников и чиновников стал проект изменения границ торгового порта Посьет, находящегося на территории памятника природы залива Посьета (бухты Экспедиции, Рейд Паллада и Новгородская) в Хасанском районе края. Собственники порта намерены, модернизировав его, увеличить объемы перевалки угля. Ученые полагают, что планы компании уничтожат уникальную экосистему памятника природы. Члены краевого Общественного совета по экологической безопасности, сохранению окружающей среды и воспроизводству биологических ресурсов (ОЭС) трижды не смогли дать губернатору Владимиру Миклушевскому подсказку, на чьей стороне быть.
Торговый порт Посьет, расположенный на побережье Японского моря, существует с 1933 года. Сейчас здесь отгружается уголь, добытый на месторождениях предприятий, входящих в группу «Мечел», для перевозки его в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Порт способен переваливать 7 млн т грузов в год, но после модернизации и превращения в специализированный угольный терминал его мощность увеличится до 12 млн т в год.
Планам мешает исторический казус: в 1974 году акватория порта была включена в особо охраняемую природную территорию, что породило головную боль для потомков. Сейчас порту необходимо расширяться, но со всех сторон он зажат уникальными бухтами. Группа «Мечел», выкупившая порт в 2004 году, обратилась к губернатору Приморья Владимиру Миклушевскому за разрешением вывести его за границы памятника природы. Глава территории предложил обсудить проект краевому Общественному совету по экологической безопасности, сохранению окружающей среды и воспроизводству биологических ресурсов.
Глава юридического отдела ОАО «Торговый порт Посьет» Сергей Соболев уверен, что для воплощения задуманного представлены веские основания: согласование Минприроды, положительная эколого-экономическая экспертиза, согласованный проект реконструкции и др. «Вынесенный проект об изменении границ должен быть удовлетворен, решение экологического совета должно быть положительным, – подчеркивает юрист. – Это исправит ошибку, допущенную в советские годы».
По мнению представителей порта, изменение границ памятника природы – благо для края: появятся новые рабочие места, увеличатся налоговые отчисления в бюджет. Но у членов ОЭС нет уверенности в безобидности проекта. На последнем заседании эксперты в третий раз не смогли принять однозначного решения.
Представитель Адвокатской палаты Приморского края Андрей Беловодский уверен, что порт представил экспертам не все документы. «Основанием для изменения границ особо охраняемой природной территории должна стать оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), подтверждающая, что памятник природы безвозвратно утратил уникальность», – подчеркнул эксперт. Он также считает, что режим особой охраны памятников природы установлен на федеральном уровне и вывод территории порта из заданных границ не входит в компетенцию губернатора. Если экспертный совет одобрит предложение компании, то «подставит главу территории».
«Эколого-экономическое обоснование об изменении границ, которым оперирует собственник порта, – это нонсенс. Экономика и экология всегда находятся в противоречии. Мы не можем давать противоречивое заключение», – поддерживает главный научный сотрудник Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения РАН Борис Преображенский. По словам ученого, первая экологическая экспертиза высказалась отрицательно об идее портовиков. Рост грузооборота порта и изменение номенклатуры грузов, по его информации, отразились на экологическом состоянии территории: угольная пыль с терминала разносится по округе, оседает на побережье и в море. Черный от угольной пыли лед виден на снимках из космоса. «Это губительно сказывается на здоровье населения и является грубым нарушением прав человека», – уверен Преображенский. Но следом появилось заключение других экспертов в пользу проекта.
Бухты Новгородская, Экспедиции и Рейд Паллада в заливе Посьета – единственная в России субтропическая мелководная акватория, что стало одним из оснований считать ее памятником природы. Доктор биологических наук Владимир Раков отмечает уникальность экосистемы, сложившейся на этой территории, и нарушение ее целостности может привести к трагическим последствиям. «Границы памятника природы не человек и не в 1974 году установил, а природные процессы, которые проходили тысячелетиями, – рассуждает ученый. – Порт предлагает из самого сердца акваторий трех бухт вычленить участок, отчертив его линейкой на карте. Но это живая единая экосистема, и так делать безграмотно. У человека нельзя вырезать сердце и надеяться, что кровеносная система будет работать».
Зампредседателя экспертного совета Александр Агошков не видит причин для раздувания проблемы и уверен, что если «проводить экологические мероприятия, то все можно сохранить». «В 1974 году памятник природы наложили на существующий хозяйственный объект, не спросив его об этом. Теперь порт говорит, что собирается работать по новым технологиям, чтобы меньше воздействовать на экологическую обстановку, – рассуждает он. – Не будет развиваться экономика – не будет и жизни нам здесь».
Владивосток