Фото Reuters
«Суета вокруг дивана», простите, вокруг возможной сделки по приобретению Московским кредитным банком (МКБ) весьма проблемного банка «Уралсиб» продолжается. Но в этих процессах наметились новые элементы, которые, если честно, вызывают большие вопросы. И опасения.
Ранее уже отмечалось в тексте «Банки и танки: финансовая оккупация в условиях слабого финансового рынка» (см. «НГ» от 21.05.15), сама сделка по приобретению столь проблемного актива, каким является «Уралсиб», представляется экономически бессмысленной. И рациональным объяснением этой сделки может служить стремление регулятора, испытывающего огромные сложности, связанные с выплатами через систему страхования вкладов (просто деньги закончились, оттого и камлания экономических «гуру» по поводу ограничений выплат из Агентства по страхованию вкладов (АСВ) были столь громкими), скрыть истинные масштабы проблемы и избежать процедуры санации.
Создается очень отчетливое ощущение, что «гвоздем в диване», вокруг которого вращается все эта странная параллельная реальность, являются субординированные облигации. А точнее, возможность их использования для докапитализации банков, особенно проблемных.
Субординированные облигации – малоизвестная в широких кругах тема, однако все, что нужно знать о ней с практической точки зрения, так это то, что подобные облигации являются необеспеченными, подлежат удовлетворению после удовлетворения требований всех остальных кредиторов, не могут иметь срок обращения менее пяти лет и могут использоваться (при определенных условиях) для докапитализации банков.
Попробуем пунктирно проследить этапы большого пути. Началось все это еще в июне 2014 года, когда в рамках имплементации рекомендаций Международного банка расчетов (Базель III) ЦБ РФ допустил учет субординированных инструментов в капитале банков.
В декабре 2014 года президент России Владимир Путин подписал закон, который разрешал выделить до 1 трлн руб. на докапитализацию банков через облигации федерального займа (ОФЗ).
А уже в феврале в «Вестнике ЦБ» было опубликовано положение ЦБ, разрешающее инвестировать пенсионные накопления (то есть часть средств обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателем) в субординированные облигации банков.
Поскольку эти средства изымаются из общих платежей, направляемых в Пенсионный фонд РФ на финансирование выплат пенсий, то все стенания министра финансов по поводу дефицитности ПФР при одновременном перенаправлении части взносов на рекапитализацию банков (а напомним, что именно Силуанов выступал главным адвокатом возврата накопительной части) это из разряда раздвоения личности. Тут либо крест, либо трусы.
Однако вернемся к субординированным инструментам. Рынок субординированных рублевых облигаций в России по состоянию на февраль 2015 года был достаточно узким. Как сообщало издание Bankir.ru (30.01.15), такие выпуски на тот момент имелись всего у трех эмитентов – банка «Восточный экспресс», Промсвязьбанка и у Московского кредитного банка. Нам стоит запомнить эти названия. Как минимум два из них нам пригодятся в дальнейшем.
Так что же может связывать субординированные облигации, АСВ (председателем совета директоров которого также является Силуанов), НПФ с конкретной сделкой по приобретению «Уралсиба» Московским кредитным банком?
Возможно, следующее?
В соответствии с «Порядком и условиями размещения имущественного взноса Российской Федерации в имущество Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в субординированные обязательства и привилегированные акции банков» к банкам-реципиентам предъявляется ряд требований, среди которых:
– размер капитала банка, рассчитываемый в соответствии с требованиями Положения Банка России от 28 декабря 2012 года № 395-П «О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III»)», должен превышать 25 млрд руб.;
– банк должен соблюдать установленные нормативы.
МКБ под указанные критерии подпал, хотя, заметим, часть его капитала сформирована за счет ранее осуществленного выпуска субординированных облигаций.
В результате в рамках мер по повышению капитализации банков 8 июня 2015 года АСВ заключило с Московским кредитным банком договоры субординированного займа и соглашение об осуществлении мониторинга деятельности банка. В рамках договора МКБ были переданы облигации федерального займа (ОФЗ) пяти выпусков (№ 29006RMFS, № 29007RMFS, № 29008RMFS, № 29009RMFS, № 29010RMFS) суммарной номинальной стоимостью 20,231 млрд руб.
Это примерно столько, сколько срочно необходимо «Уралсибу». Случайно ли?
Может быть, и нет, так как у такого шага может быть вполне осмысленный контекст.
И МКБ, и «Уралсиб» входят в «Перечень банков для осуществления мер по повышению их капитализации государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов». Однако, если судить по информации на сайте АСВ, последний вряд ли не соответствует критерию соблюдения нормативов и соответственно пока не может претендовать на свою долю пирога.
После приведения нормативов в соответствие МКБ получает возможность привлечения дополнительного объема ОФЗ. Все довольны, все смеются.
Сейчас, как пишут «Ведомости» (09.06.15), МКБ подал документы в ФАС за разрешением на приобретение ФК «Уралсиб». Памятуя то, что нам известно про позицию руководителя этого ведомства по поводу продажи структурами Романа Авдеева фармацевтической компании американцам в условиях войны санкций, трудностей с получением такого разрешения не возникнет.
А зачем во всей этой «каше» НПФы?
Похоже, вся эта суета вокруг НПФ связана с возможностью последних приобретать за счет пенсионных накоплений (то есть части обязательных страховых взносов, перечисляемых работодателем на формирование накопительной части пенсии работника) субординированные облигации банков.
Очень близкое по времени появление в «Российской газете» (16.06.15) программной статьи о том, что инвестиции негосударственных пенсионных фондов в банки станут не только доходными, но и социально значимыми, информация о привлечении к IPO МКБ аффилированного НПФ «Согласие» и еще ряда фондов (см. «Ведомости» от 02.06.15), о ходатайстве МКБ о приобретении «Уралсиба» наводит на некоторые размышления.
Вокруг темы пенсионных накоплений (по сути, государственных денег) возникло слишком много банковской суеты. В этом ряду событий стоит и приобретение группой БИН Микаила Шишханова НПФ «Райффайзен» (сделка, по данным СМИ, сейчас в стадии согласования). Видимо, многим очень хочется перенаправить часть потока пенсионных накоплений в субординированные инструменты для того, чтобы раздуть капиталы без необходимости последующего исполнения обязательств. Так что на месте НПФ я бы так не радовался.
Кстати, видимо случайно, группа БИН также входит в перечень получателей государственных средств в виде ОФЗ.
Однако что-то подсказывает мне, что разработчики модели оказались не способны просчитать последствия реализации модели хотя бы на один шаг вперед, и уже к концу 2015 года возникнут проблемы там, откуда их, проводя операцию по «акционированию НПФ», совсем не ждали. И это будет похлеще обманутых дольщиков.
Значительную активность развил и еще один банк: Промсвязьбанк – третий крупнейший частный банк, занимающий 8-е место по депозитам населения и 11-е по активам. Он провел сделку по продаже 20% своих акций НПФ «Благосостояние ОПС», НПФ «Европейский пенсионный фонд», НПФ «Доверие» и НПФ «Регионфонд» на общую сумму 13,8 млрд руб. Нелишне будет заметить, что все эти структуры являются взаимосвязанными. И Промсвязьбанк также стоит в очереди на докапитализацию через АСВ. И, вот удивительно, он в феврале был одним из трех российских банков, имевших субординированные облигации.
Может, это и преувеличение, но возникает мысль, что сам мегарегулятор, который лучше других знает реальное состояние банковской сферы, хочет «надуть» капиталы ряда крупнейших банков за счет перекрестного инвестировании в субординированные инструменты, используя для этого средства пенсионных накоплений. Ведь минимальный срок до погашения таких инструментов – пять лет. При отсутствии обязательств по текущим платежам. А столь долгий срок сидеть никто не планирует. И за последствия будут отвечать уже другие.
Кстати, нелишне будет напомнить, что председателем совета директоров АСВ является Антон Силуанов, столь яростно бившийся за накопительную часть страховой пенсии.
Столь активная суета указывает на то, что, возможно, отдельные банки, в том числе упомянутый в самом начале МКБ, и наш «великий» мегарегулятор действуют согласованно и ориентированы на реализацию сделок без введения процедуры санации, то есть регулятор за счет средств бюджета может пытаться сокрыть провалы в работе.
Создается такое впечатление, что ситуация в банковском секторе настолько плачевная, что регулятор готов закрыть глаза на любую «схемотехнику», даже на самое откровенное жульничество, лишь бы обеспечить виртуальную докапитализацию крупных банков, на санацию которых уже нет денег, и не дать им обвалиться сейчас, спровоцировав вопрос о качестве и адекватности всей кредитно-денежной и надзорной политики.
«Лохотрон» продолжает раскручиваться. И уже становятся видны контуры новых пострадавших. Но перед ними ответит бюджет в лице АСВ. Точнее, налогоплательщики. Но через пять лет, не раньше, а это уже не забота нынешних руководителей финансового блока.
Что-то дает мне основания предполагать, что следующей публикацией на эту тему станет «Банки и танки – 3: Банк-де-базельский «котел».