Бороться с борщевиком в одиночку у аграриев не получается. Фото Александра Никонова/PhotoXPress.ru
Отчаявшись бороться с захватывающими все большую территорию зарослями борщевика Сосновского, власти Ленинградской области надеются на подкрепление. Парламентская ассоциация Северо-Запада, возглавляемая спикером областного ЗАКСа Сергеем Бебениным, составила обращение к премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором требует признать борщевик опасным сорным растением и избавить от «агрессора» земли, находящиеся в федеральной собственности.
Обилие огромных зонтичных растений, напоминающих то ли южную экзотику, то ли фантастическую флору неведомой планеты, бросается в глаза, когда едешь по дорогам Ленобласти, а также Новгородской и Псковской областей. Борщевик Сосновского опасен для человека – соприкосновение с ним чревато фотоожогами. Действие ядовитого вещества, попавшего на кожу, усугубляется солнечным светом. Случается даже смерть от ожогов, бывает, что гибнут дети, решившие поиграть в «джунглях». Страдают и взрослые, например, решив без защитной одежды прокосить участок с зарослями. Борщевик вытесняет даже молодой лес. Выводить его с участков сложно – необходимо скашивать до цветения в течение нескольких лет, огромное количество семян разносится ветром, попадает на новые места на колесах машин и т.д.
В письме Парламентской ассоциации Северо-Запада говорится: «Научные исследования показывают, что борщевик Сосновского ежегодно увеличивает занимаемую площадь на 10% и скорость его распространения возрастает по мере увеличения занятой территории. В последние годы он засоряет не только сельскохозяйственные угодья, но и окружает сельские поселения, проникает в города, парки и даже заповедники. Экспансия борщевика Сосновского, охватившая в настоящее время Центральный и Северо-Западный регионы Российской Федерации, а также его непрекращающееся распространение в соседние регионы обуславливают необходимость поиска методов и средств борьбы с ним». В одной Ленобласти засорено около 100 тыс. га земель.
Родом с Северного Кавказа, борщевик Сосновского за свой большой объем биомассы был введен в культуру как кормовое силосное растение с 1947 года. Больше всего борщевика посеяли в Ленобласти, на Псковщине, в БССР, Литве и Эстонии. Попал борщевик и в страны соцлагеря, где его даже прозвали «местью Сталина». В странах Восточной Европы его извели, для чего понадобились госпрограммы, вплоть до выхода в поля волонтеров в костюмах химзащиты.
В России же до 2012 года борщевик Сосновского оставался в Госреестре культурных растений, а до 2015 года – в классификаторах сельскохозяйственной продукции. По сей день на сайтах можно найти объявления о продаже его семян как безумно ценных и «известных древнерусским земледельцам». На самом деле существуют другие виды борщевика, нетоксичных и пригодных в том числе для варки борща, согласно названию.
По прогнозам, борщевик может засорить 40% природных ландшафтов и 20% сельхозугодий Ленинградской области. В области воюют с ним с 2011 года, здесь есть целевая программа, ежегодно финансируемая из бюджета. Там, где из года в год работа проводится, опасного растения уже нет (Губаницы в Волосовском, Сосново в Приозерском районах и др.) Проблема в том, что не всегда удается найти собственника заброшенного поля. Тем не менее эколог Юрий Шевчук, член Общественной палаты Ленинградской области, предлагает налагать штраф: «За потраву соседних участков, например. Ведь семена летят к соседям. Но вот как искать, вопрос сложный. Землевладелец может жить себе на Канарах, вообще в глаза не видев этой земли». С землями, принадлежащими Дорожному фонду или лесному хозяйству, как и с муниципальными землями, все более или менее ясно. А вот частные угодья – дело тонкое.
Председатель областного Комитета по АПК Александр Трафимов тоже за штраф и за местный закон, обязывающий частников самостоятельно уничтожать борщевик. «Штраф должен быть действенным, – недавно заявил он. – Для юридических лиц он может составить 50–100 тыс. руб. Для фермеров и садоводов – от 10 тыс. и выше».
Санкт-Петербург