Вчера депутаты петербургского Заксобрания проголосовали за постановление, которое призвано облегчить получение журналистами информации от должностных лиц. Эсэр Марина Шишкина предложила поправку к федеральному закону о СМИ, которая должна узаконить право журналиста на запрос и получение ответа в электронном виде. Одобренное постановление будет направлено в Госдуму РФ.
Практика электронной переписки в Петербурге, как и в других регионах, существует давно, но ситуации, когда чиновник требует прислать ему запрос на бланке по почте в конверте, нередки. Как правило, это происходит, если повод для обращения срочный и спорный: идет речь о политических заявлениях или подробностях проекта очередной стройки под окнами жилых домов. Но бумажные письма внутри города в лучшем случае идут неделю-другую, в худшем не приходят вообще. В соседней же Ленобласти в силу расстояний и иной специфики порой кажется, что эффективна была бы и поправка, разрешающая пользоваться для запросов и голубиной почтой.
Формулировка Марины Шишкиной звучит так: «Ответ на запрос информации, поступивший в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в данном запросе. По требованию заявителя ответ на запрос также направляется в письменной форме по почтовому адресу, указанному в запросе». Таким образом, если запрос получен по электронной почте и ответ на него должен приходить по ней же, но если журналист попросит – дублироваться на бумаге. Принята еще одна поправка Шишкиной, долженствующая развеять опасения, что «кто попало будет называться журналистом и бомбить запросами»: порядок подачи электронного запроса и ответа на него должен быть установлен федеральным органом, осуществляющим контрольные и надзорные функции в сфере СМИ, то есть Роскомнадзором.
Марина Шишкина рада успеху, хотя он пока на уровне городского парламента: «Я радуюсь, что наше Заксобрание проголосовало за инициативу, которая не запрещает что-то журналистам, а дает им больше возможностей, и благодарна спикеру Вячеславу Макарову и его позитивной позиции», – сказала она «НГ».
Питерские журналисты тоже восприняли новость позитивно, хотя не уверены, что будут решены все проблемы доступа к информации. «Это здорово, если в XXI веке журналистам наконец-то официально разрешат посылать чиновникам электронные запросы. Подпись шариковой ручкой и доставка «Почтой России» – вообще уровень берестяной грамоты, – говорит журналист Диана Качалова. – Но я не уверена, что это нововведение улучшит качество ответов. Постоянно сталкиваюсь с тем, что из пяти заданных вопросов отвечают максимум на один, и то расплывчато – приходится слать повторный запрос. Порой случай экстренный, а на дурацкую переписку уходят недели. Конечно, комментарий можно получить по телефону и сразу задать уточняющие вопросы. Но сегодня у последнего начальника ЖЭКа есть пресс-секретарь. Он, в свою очередь, ничего не понимает в ЖКХ и боится сморозить чушь – поэтому требует письменного запроса. А многие сегодняшние чиновники по ментальности – начальники ЖЭКов, боятся даже собственной тени, не то что журналистов».
Санкт-Петербург