В Питере идет сбор подписей под петицией к губернатору и депутатам Заксобрания с просьбой «поддержать поправку в Генплан Санкт-Петербурга об изменении функциональной зоны на дамбе Канонерского острова с зоны объектов водного транспорта на зону зеленых насаждений общего и ограниченного пользования». В переводе на обычный язык это означает: кусок берега Финского залива в 20 минутах езды от центра города, где волею судеб на территории мегаполиса сохранилась природа и нет промышленных сооружений, нужно превратить в прибрежный парк. Поправку подали депутаты Ольга Галкина, Вячеслав Нотяг и Максим Резник, но на эту идею их вдохновили обращения многих петербуржцев.
Как написано в петиции, «к настоящему времени здесь сформировались специфические биоценозы – живописные кленовые, березовые и рябиновые леса, приморские луга, а к северу от дамбы – тростниковые плавни, где кормится и гнездится большое количество водоплавающих птиц. На природной дамбе найдены также охраняемые в Санкт-Петербурге виды растений». Но, собираясь на прогулку в эти края, стоит иметь в виду: в глаза бросятся в первую очередь не обилие птиц или растения из Красной книги, а плохая дорога и неизбежные для заброшенных мест горы мусора. Тем не менее Канонерка пользуется популярностью не только у любителей шашлыков, но и у энтузиастов-экологов, художников, туристов, краеведов. Так вышло, что завоеванный царем Петром выход к Балтийскому морю петербуржцами практически не ощущается. Большая часть берега в городской черте закрыта промышленными сооружениями. На прогулочном теплоходике можно выйти в залив, но спуститься к морским волнам почти негде. Поэтому у Канонерки много фанатов.
Узкая полоска острова вытянута с севера на юг на 5 км. Как пишут поклонники места, «здесь огромные корабли проплывают по узкому каналу так близко к берегу, что, кажется, можно до них дотронуться». У Канонерки есть своя история и аура, остров обозначен еще на картах XVI века. Часть берега никогда не укреплялась. Остров долго не имел транспортной связи с городом – в конце минувшего столетия ушли в небытие лодочники. Только в 1983 году прорыли подводный канал и соединили Канонерский с соседним Гутуевским. Сейчас новости с Канонерки специфичны. Здесь живут несколько тысяч человек, жилье и среда обитания которых оставляют желать лучшего. Со стороны похоже на депрессивный райцентр со всеми атрибутами – разрухой, асоциальными личностями и местным муниципалитетом, глава которого на днях подверглась визиту прокуратуры и обыску. Недавно здесь поймали браконьера, незаконно выловившего 11 кг корюшки с помощью пяти сетей, а также попал в больницу гулявший по острову итальянец – в него прилетела доска со стройки Западного скоростного диаметра (ЗСД).
В 2013 году в рамках проекта «Будущий Петербург» студенты архитектурных и экономических вузов под руководством ученых разработали пять проектов редевелопмента «Канар» (так в шутку называют Канонерку). «Мне кажется, что достаточно облагородить там территорию, а в основе должны быть природа и эта историческая насыпь из булыжников», – поделился своим мнением с «НГ» один из сторонников спасения Канонерки Федор Горожанко. Территория нуждается в экологической реабилитации – рядом порт, ЗСД, очистные сооружения. Авторы проектов предлагают варианты обустройства острова и акватории. Но уже известно мнение руководителя «НИПЦ Генерального плана Санкт-Петербурга» Юрия Бакея. Видно, он считает экологическое неблагополучие обязательным и вечным, потому что заявил: «Создание парковой зоны и пляжа на Канонерском острове лишь приведет к увеличению статистики кожных заболеваний в городе». Комиссия по городскому хозяйству тоже не считает нужным парк у моря рядом с центром города. В городе есть примета: если где-то еще осталась какая-нибудь природа, значит, кто-то уже собрался построить там что-нибудь большое. Но поправка в числе прочих через неделю будет голосоваться всем составом Заксобрания, на что и надеются авторы петиции.
Санкт-Петербург