Петербургские депутаты хотят решить проблемы нуждающихся в социальном жилье горожан. По городской общей очереди уже два года никто не получал квартир, и власти решили селить часть очередников в доходных домах, где граждане смогут снимать жилье дешевле, чем стоит аренда у частников. В среду депутаты проголосовали за это, хотя к законопроекту возник ряд вопросов.
По городскому закону лицам, имеющим особые заслуги перед Питером, можно по решению Заксобрания продавать квартиры из госфонда с понижающим коэффициентом (практически полцены от рыночной стоимости). Правда, в последние годы такие заслуги имеют исключительно спортсмены или тренеры. В среду решение квартирного вопроса очередных деятелей спорта вызвало шквал эмоций и яростный протест ряда депутатов.
В этот раз решили продать три квартиры ветеранам спорта – тренеру футбольной школы Юрию Кантору, заслуженному мастеру спорта СССР по академической гребле Александру Клепикову и заслуженному тренеру РФ (футбол) Виктору Андрусенко. Это разгневало лидера фракции эсэров Алексея Ковалева, потребовавшего «прекратить этот позор». «Каждую неделю раздаем по несколько квартир. И все – только спортсменам. Хоть одну дали учителю, деятелю культуры, ученому?» – спросил коллег Ковалев. Раньше Ковалев был возмущен льготной продажей квартир борцу джиу-джитсу Павлу Коржавых, легкоатлетке Наталье Русаковой и дзюдоисту Сергею Беляеву. Практика давняя – в кулуарах депутаты вспоминали такой же сюжет с фигуристом Евгением Плющенко, который, как известно, далеко не бедный человек.
Яблочник Борис Вишневский полагает, что причина такого перекоса в том, что по закону ходатайствует о квартирах конкретно губернатор Георгий Полтавченко, и только он: «И происходит нелепость, вплоть до того, что приезжает из другого города юная спортсменка – и ей задешево квартира от города. Но у звезд спорта материальные возможности получше, чем у вузовских профессоров. А очередь не движется. Закон о доходных домах, на который так уповают, имеет огромные минусы. Прежде всего такой: арендаторы будут сняты с очереди, то есть потеряют даже призрачный шанс когда-нибудь получить соцжилье».
Социального жилья строят мало, потому что на него не хватает денег (оппозиция говорит, что денег могло бы хватать, если бы они не тратились на множество ненужных городу вещей). Представитель Смольного в Заксобрании Михаил Бродский считает, что снимать с очереди жителей доходных домов надо, потому что «бессмысленно строить доходные дома, если это не приводит к сокращению очереди». Впрочем, эти дома готовы строить семь компаний, которые часть квартир будут сдавать по коммерческой цене, а часть по льготной. Считается, что это будет 6–7 тыс. руб. в месяц, но не каждому очереднику разрешат селиться в доходном доме, в его семье должен быть доход на члена семьи не менее 33 тыс. руб. в месяц. То есть существуй такая практика в Петербурге Федора Достоевского, его «униженные и оскорбленные» герои, обитавшие в доходных домах, получить приют там не смогли бы.
К началу 2015 года в Петербурге насчитывалось более 150 тыс. очередников. Среднее время ожидания квартиры – 30 лет. В этом году город должен купить для них 536 квартир. Смольный заявлял о намерениях с 2016 года отказаться от закупок квартир, город сам будет строить квартиры за счет бюджета. Такая практика существовала до 2012 года, но потом город перешел к покупкам квартир у девелоперов по ценам, установленным существовавшим тогда Минрегионом.
Санкт-Петербург