Восемь красноярских перевозчиков заявили о намерении отказаться от транспортных карт, которые дают пассажирам скидку при проезде в общественном транспорте. Этот шаг бизнесмены объяснили экономическими причинами: из-за инфляции у них выросли расходы на кредиты, зарплаты и запчасти. Если власть не компенсирует перевозчикам затраты на льготный проезд, то с 1 июля с транспортных карт будет взиматься полная стоимость проезда.
Сегодня тариф на проезд в общественном транспорте краевого центра составляет 19 руб. Транспортная карта при одной поездке дает пассажирам скидку в 1 руб., а при пересадке в течение двух часов – еще 2 руб. В январе часть красноярских перевозчиков обратилась к власти с требованием поднять плату за проезд до 24 руб. (см. «НГ» от 15. 01. 15).
В конце апреля министр транспорта Красноярского края Сергей Еремин заявил, что причин для повышения тарифа нет: «С точки зрения юридической обоснованности представленных маршрутными перевозчиками документов нет никаких оснований для пересмотра существующей тарифной политики и повышения стоимости проезда в пассажирских автобусах. В настоящее время не поступило ни одного набора документов, из которого можно было бы сделать вывод, что действующие тарифы, установленные нормативными актами, не соответствуют времени».
Городские парламентарии нынешнее требование перевозчиков расценили как ответный ход бизнеса на действия власти. «Очередной ультиматум перевозчиков может быть попыткой реванша за то, что краевая власть не дает повышать тариф на проезд в общественном транспорте. Все это напоминает бесконечную игру, от которой проигрывают все, – констатирует депутат горсовета Красноярска Андрей Козиков. – Многие проблемы в этой отрасли возникают из-за серьезной монополизации сферы пассажирских перевозок. Бизнесмены не могут договориться ни между собой, ни с властью. Безусловно, у нас есть вопросы к мэрии Красноярска, которой давно уже пора предложить понятные всем долгосрочные правила игры на этом рынке».
Впрочем, в мэрии уверены, что ситуацию удастся урегулировать. Руководитель департамента транспорта администрации Красноярска Игорь Ким сообщил, что большинство перевозчиков проект по транспортной карте поддерживает. С недовольными бизнесменами чиновники сейчас пытаются найти компромисс.
Наблюдатели отмечают, что подобные конфликты требуют системного решения. «Действия части перевозчиков выглядят как неприкрытый шантаж. И это уже становится привычным явлением для Красноярска, – отмечает политолог Дмитрий Золотухин. – В этой вечной войне возникает много вопросов и к чиновникам. Власть, защищая вроде бы интересы горожан, не принимает принципиальных и кардинальных решений по изменению неэффективной системы общественного транспорта города. Во многих других городах, где действует система транспортных карт, муниципалитеты смогли договориться с бизнесменами. Там существует дифференцированный подход к различным категориям населения, поэтому и таких острых конфликтов, как в Красноярске, в этих мегаполисах удается избежать».