Фото Алекса Сильвера
Ретро-поезд «Победа», сформированный из нескольких товарных вагонов-теплушек, штабного вагона-салона и открытой платформы для перевозки военной техники, какие были в годы Великой Отечественной войны, колесит по Северо-Кавказской железной дороге. Паровоз, украшенный цветочной гирляндой, красными флагами и плакатом «Слава победителям!», при подходе к станции оглушает окрестности гудками и громким «сопом», вырывающимся из трубы и из-под колес паром. На перроне с цветами и воздушными шарами необычный состав встречают жители. Они забрасывают вагоны цветами, на глазах у многих слезы.
Ретро-поезд «Победа» сформирован из пяти вагонов, представляющих собой экспонаты музея железнодорожной техники Северо-Кавказской железной дороги, который находится в Ростове-на-Дону. По словам директора музея Владимира Буракова, такой ретро-поезд – единственный в стране. Вагон-салон, построенный в 1934 году, – это подлинный штаб командующего Северо-Кавказским военным округом во время войны. В теплушках, изготовленных в 1923 году, все как и было: нары для солдат, печка-буржуйка, ружейные полки. Состав ведут два паровоза: Эр739-99 (1935 года выпуска) и Л-0073 (1947 года выпуска). Старинных паровозов в музее 16, и практически все они действующие. Их собирают по всей стране, а ремонтируют в локомотивном депо Тихорецка.
Вместе с ретро-поездом вот уже пятый год накануне Великой Победы ездят с концертами агитбригада студентов Ростовского государственного университета путей сообщения и артисты-железнодорожники Дворца культуры на станции Ростов-Главный. Костюмы, песни и танцы – времен войны. Театрализованная реконструкция событий весны 1945 года. «Тот майский день, когда пришла Победа» проходит на «ура». Собравшиеся напевают вместе с «фронтовиками» песни и танцуют.
Только на железнодорожной узловой станции Сальск на встречу с «Победой» пришло более двух тысяч человек. Как рассказала «НГ» железнодорожница Елена Литвинова, приход ретро-поезда всегда оставляют незабываемые впечатления. Это как возвращение военного эшелона с войны вместе с фронтовой агитбригадой. И в этот раз сельчане с нетерпением ждали этот день. Несмотря на холодную, сырую погоду, к железнодорожному вокзалу загодя подтягивались жители города. Особым вниманием были окружены ветераны войны и труженики тыла. «На перроне была развернута полевая кухни. Все собравшиеся могли не только с удовольствием отведать солдатскую кашу, но и осмотреть изнутри вагоны исторического ретро-состава», – говорит Елена Литвинова.
Поезд «Победа» уже побывал на станциях в Новороссийске, Краснодаре, Туапсе, Кропоткино (станция Кавказская), Сальске, Лихая и отправился на Приволжскую дорогу – в город-герой Волгоград.
«С самых первых дней войны лозунг «Все для фронта, все для Победы!» для железнодорожников стал не просто призывом к действию, но и смыслом всей жизни, – говорит председатель дорожной профсоюзной организации на СКЖД Михаил Пружина. – Ведь уже к концу сентября 1941 г. Северо-Кавказская железная дорога стала прифронтовой. Сотни тысяч людей, станки, оборудование, целые предприятия эвакуировались по железной дороге на Восток. А навстречу им шли эшелоны с войсками, вооружением, материальным обеспечением. Мужественно преодолевая трудности, железнодорожники не только обеспечивали воинские перевозки, но и возводили новые объекты».
В августе 42-ого была введена в эксплуатацию важнейшая как в военно-стратегическом, так и в общегосударственном значении железнодорожная линия Астрахань – Кизляр, сыгравшая важную роль в исторической битве на Волге. Только с августа по октябрь 1942 год по новой магистрали было отправлено в район сражения 16 тыс. цистерн с горючим. Воинские поезда здесь двигались один за другим с интервалом 800–1200 метров. «На долю железнодорожников выпало немало испытаний, но они выдержали их с честью и триумфально вошли в Берлин вместе с первым военным составом, который привел наш машинист Андрей Лесников», – говорит Михаил Пружина.
Ростов-на-Дону