В субботу в Новороссийске были арестованы девушки, станцевавшие нечто похожее на тверк в мемориальном комплексе «Малая земля». В 1943 году на этом месте высадился советский десант. Оборона Малой земли против фашистов продлилась 225 дней и завершилась освобождением Новороссийска. Теперь комплекс является охраняемой территорией, после боев здесь остались окопы, рвы и траншеи. Ну а тверк в последние дни стал самым популярным танцем в России: не успел затихнуть скандал с оренбургскими «пчелками», как разгорелся этот.
Видео с танцем на фоне мемориала распространилось в Интернете, им заинтересовалась прокуратура. Три девушки получили от 10 до 15 суток ареста, две отделались штрафами из-за состояния здоровья, за танец несовершеннолетней дочери оштрафована ее мама – «за необеспечение мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию ребенка».
Это событие – лишь одно в череде подобных. Вот в Екатеринбурге ритуальная компания устроила праздничное чаепитие для ветеранов Великой Отечественной войны. Стол ветеранам накрыли прямо в ритуальном зале, среди гробов, венков и памятников.
А в Красноярске прошел конкурс тортов на тему юбилея Победы. На тортах были изображены обгоревшие солдатские письма, похоронки, подвиги солдат, Вечный огонь, поминальный стакан… Кондитеры оправдывались потом, что конкурсные торты считаются произведениями искусства, как картины, поэтому и героев войны среди крема и цукатов никто бы не съел, но возмущенной общественности их слушать совсем не хотелось. Опять разразился скандал.
А в Ижевске в Государственном техническом университете имени Калашникова прошел конкурс боди-арта, тоже имени Победы. На животе одной девушки взлетали истребители, на спине другой горел Вечный огонь… Событие также возымело громкий резонанс. Как же, полуголые девушки и юноши – и такое.
Причем большинство участников всех этих пикантных историй скорее всего искренне хотели приобщиться к великому празднику. Просто делали так, как умели. В меру своей испорченности и наивности. Конечно, им не хватило деликатности, такта, чувства меры. Понимания, что за праздник такой – День Победы. Ощущения горечи на губах. Может быть, чувства священного. И простой исторической памяти.
И все-таки они действовали по законам жанра. Жанра современного праздника. В котором сегодня рождается любое общественно значимое событие. И в котором оно развивается.
Это жанр запоминающегося шоу, яркого хепенинга. Которое должно разрастаться, как каша из сказки. Обрастать новыми подробностями. Пробовать неподобающие контексты. Вызывать шумные резонансы. Использовать спорные инструменты. Скульптура на торте. Живопись на теле. Эротический танец. Что еще? Ну, праздник же.
И главной энергией такого праздника становится скандал. Кто-то непременно должен станцевать на грани фола, перегнуть палку. А кто-то обязан это заметить и праведно возмутиться на весь мир. Иначе праздник сойдет на нет, превратится в скучный официоз. Таковы законы современного российского медиамира. Да и не только, конечно, российского. Которому постоянно нужны поводы для неудовлетворенности, для негодования. Кто-то должен написать гневный пост. А другие – подхватить этот гнев, лайкать и шерить, лайкать и шерить. Чтобы вызвать шумный поток в теленовостях. По разным каналам. И хорошо бы еще обсуждение в ток-шоу. С новой порцией гневного возмущения. И пусть событием заинтересуется прокуратура. И еще лучше, если кого-то арестуют.
И у таких сценариев, конечно, нет единоличного режиссера. Это спектакль, который общество само творит для себя. Потому что если раньше советский народ жил «с чувством глубокого удовлетворения и уверенности в завтрашнем дне», то сегодня у общества явный запрос на неудовлетворенность. Об этом еще в ХХ веке писал Маршалл Маклюэн, непризнанный при жизни интеллектуал и провидец современной медиакультуры, что состояние неудовлетворенности в массовом сознании необходимо для поддержания престижной формы массового потребления.
Вот и День Победы. Чтобы сохранить престижность, он должен рождать неудовлетворенность. Поэтому так важна война, объявленная игрушечным фашистским солдатикам в детском магазине. Поэтому важно все вопиющее.
Ведь чтобы увидеть неприкрытую суть столь большого праздника, придется по-настоящему вспомнить боль, нужны мужество и скорбь, душевный труд. Но сегодня у социума иная потребность. Нынешнее поколение, танцующее и рисующее, – это уже внуки внуков войны. Они искренне хотят гордиться, хотят, чтобы 70-летие прошло ярко и шумно, как настоящий современный праздник. И тогда, чтобы оставаться престижным, это празднование должно обрастать скандалами. Которые общество теперь охотно и создает.