Задержанием злоумышленников и возбуждением уголовного дела по ч. 1 ст. 243 УК РФ (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия) завершился первый раунд скандальной истории с продажей чугунных балясин из дома князей Шаховских на Садовой, 61 в Петербурге. Это единственное сохранившееся в городе здание, связанное с памятью об авторе «Смерти поэта», «Бородина» и «Героя нашего времени». Градозащитники и журналисты празднуют небольшую победу – лишь случай помог обнаружить воровство, хотя пока все равно непонятно, что будет как с домом, так и с упомянутыми балясинами.
Все началось чуть больше недели назад с сайта бесплатных объявлений Avito. Там в разделе «Стройматериалы» продавцы Павел и Ольга предлагали «19 век. Балясины из д. 61 по ул. Садовая, который раньше принадлежал князю Шаховскому. В этом доме жил М.Ю. Лермонтов в 1836–1837 гг.». По всей вероятности, в имени поэта продавцы видели всего лишь фактор привлекательности своего товара – в городе много любителей старины. И когда градозащитники подняли шум, продавцы даже не поняли, в чем проблема. По их словам, все было «официально», новый владелец «все перестраивает», и чугунные детали исторической лестницы просто никому не нужны, а чего пропадать добру? На самом деле заброшенное здание, расселенное как аварийное, находится в процессе передачи Мариинскому театру, и уж во всяком случае никаких разрешений на демонтаж оставшейся начинки и ее реализацию никем не выдавалось.
Сначала не поняли, в чем проблема, и в городском комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). И только когда стали ставиться подписи под петицией за отставку главы КГИОПа Сергея Макарова, пошел шквал газетных публикаций и телепередач, чиновники и органы правопорядка зашевелились. 3 апреля горожане собрались у злосчастного дома читать стихи Лермонтова. Затем полицией был пойман продавец балясин. Пресс-служба администрации Адмиралтейского района заявила: «В «Жилкомсервисе» (ЖКС) сейчас проходят внутренние проверки. Пойманный продавец не был сотрудником этой организации, хотя мы допускаем, что какой-нибудь сотрудник ЖКС мог участвовать в этом». Район же, мол, обязан лишь обеспечивать консервацию здания, а не его охрану. Однако в понедельник городская прокуратура сообщила, что по факту прокурорской проверки уголовное дело возбуждено в отношении индивидуального предпринимателя Олега Рыбченко, продавшего балясины «знакомому», и управдома «Жилкомсервиса» № 2 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга» Ольги Зориной.
История с балясинами опять привлекла внимание к всегдашней больной теме сохранения памятников. Вчера местное «Яблоко» опубликовало вопросы к губернатору Георгию Полтавченко. В частности, в документе говорится: «В 2014 году продолжились разрушения исторических зданий (например, бывшие Аракчеевские казармы на Шпалерной ул., 51, дом Штакеншнейдера на Миллионной улице, д. 10, здания в Дегтярном переулке, 26 и по улице Мира, д. 34) и возведение незаконных мансард на исторических зданиях (например, Невский пр., д. 88, ул. Восстания, д. 13). Попытки депутатов и градозащитников остановить демонтажные или строительные работы не всегда оказывались успешными».
Продолжается гибель лежащего в руинах дворца Александра I в Красном селе, где среди исторических камней население жарит шашлыки. Новая угроза нависла над комплексом зданий бывшего Варшавского вокзала, в частности речь идет о здании электростанции Петербургско-Варшавской железной дороги. Заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в Петербурге Александр Кононов говорит о парадоксе: «Памятник находится в хорошей сохранности, недавно были отреставрированы его фасады, но администрация разрабатывает чудовищную идею перенести это здание в другое место». Дело в том, что по Генплану там решили провести автотрассу.
Поэтому сейчас неравнодушные к судьбе исторических зданий горожане в сетях задаются примерно таким вопросом: «Ну ладно, осудят мелких воришек, утащивших лермонтовские балясины, а кто ответит за снос целых зданий или уничтожение остатков их интерьера?»
Санкт-Петербург