Российские калмыки сохраняют и используют лишь часть устного поэтического наследия ойратов. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В Калмыкии опасаются претензий представителей КНР на национальный героический эпос «Джангар». Гражданские активисты Степной республики считают, что для защиты главного культурного памятника калмыцкого народа местные власти должны опередить Пекин и обратиться в ЮНЕСКО, отстаивая свое право приоритетного исторического наследства на легендарный эпос.
«Эпос «Джангар» по художественным достоинствам относится к лучшим образцам народного устного поэтического творчества», – рассказала «НГ» директор Калмыцкого института гуманитарных исследований (КИГИ) РАН Нина Горяева. Эпос появился около 600 лет назад у западномонгольских племен, частью которых были ойраты – предки нынешних калмыков. «Джангар» представляет собой цикл песен, рассказывающих о Бумбе – сказочной стране счастья и благоденствия, а также о подвигах ойратских богатырей Джангаре и Хонгоре.
После переселения калмыков на Нижнюю Волгу они сумели сохранить эпос «Джангар». Ключевую роль в этом сыграли джангарчи – исполнители героических песен, которые традиционно пользуются большим уважением у ойратов. В середине XVIII века большая часть калмыков под предводительством Убуши-хана переселилась с Волги на территорию нынешнего Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая. «Тогда из России не просто уехало около 70% калмыков, были увезены наши библиотеки, уехали наши ученые, носители традиций. И сегодня именно у синьцзянских калмыков находится большая часть песен, составляющих эпос «Джангар», – рассказал «НГ» главный редактор газеты «Современная Калмыкия» Валерий Бадмаев.
Бадмаев одним из первых забил тревогу по поводу «китайской угрозы» для эпоса «Джангар». Известный в республике общественный деятель, один из инициаторов проведения осенью 2015 года в Элисте «съезда ойратского народа», Бадмаев 20 марта обратился к главе Калмыкии Алексею Орлову с просьбой не допустить похищения китайцами главной культурной ценности калмыков.
«Не только российские калмыки, но и китайские потомки ойратов имеют право называть себя хранителями и историческими владельцами «Джангара», – говорит Валерий Бадмаев. – Хотя бы уже потому, что мы – один народ, но при этом синьцзянские калмыки смогли сохранить от 48 до 50 песен, входящих в эпос, а мы – только 12». По словам Бадмаева, «есть информация о том, что Пекин готовится подать официальную заявку в ЮНЕСКО с просьбой признать «Джангар» частью китайской культурной традиции». В этой ситуации, уверен главный редактор «Современной Калмыкии», Элиста должна отстаивать свое право приоритетного исторического наследства на легендарный эпос, «хотя синьцзянские калмыки наверняка поддержат претензии Пекина».
«Мы первыми начали праздновать дату создания «Джангара». В августе этого года будем отмечать 575-летие легендарного эпоса. Если в Китае научная традиция изучения «Джангара» возникла лишь в 80-е годы прошлого века, то в России она насчитывает около 200 лет», – рассказала «НГ» Нина Горяева. Но, по ее мнению, страхи насчет «китайской угрозы» в отношении «Джангара» сильно преувеличены.
«В Китае сегодня живут наши сородичи, и недопустимы попытки поссорить нас с этой великой державой, – отметила Нина Горяева. – Следует признать, что в КНР действительно очень внимательно относятся к ойратскому героическому эпосу. В прошлом году, например, китайцы построили дворец Джангара в Хобуксаре – административном центре Хобуксарского автономного района СУАР. Губернатор этого района приезжал в Элисту, он рассказывал, с каким уважением в КНР относятся к эпосу «Джангар». Нам в Калмыкии еще предстоит многое сделать в этом направлении».
Нина Горяева заметила, что первые страхи по поводу «китайской угрозы» в отношении «Джангара» возникли несколько лет назад, вскоре после того, как один монах – этнический киргиз из КНР – вышел с инициативой признать через ЮНЕСКО частью культурной сокровищницы Китая героический эпос «Манас». После этого некоторые калмыки стали опасаться, что вслед за «Манасом» и «Джангар» тоже окажется в зоне китайского культурного экспансионизма.
«Чтобы Калмыкия могла выйти с аналогичной инициативой в ЮНЕСКО, необходимо создать целую культурную инфраструктуру вокруг эпоса «Джангар», – сказала Нина Горяева. – Из-за нехватки денежных средств мы до сих пор не можем построить в республике тот же дворец Джангара, а также иные фольклорные объекты, связанные с героическим эпосом. Вряд ли Калмыкия сможет самостоятельно решить эту задачу в ближайшее время». Директор КИГИ РАН считает, что, «несомненно, эпос «Джангар» достоин получения статуса мировой культурной ценности ЮНЕСКО».
«Алексей Маратович (руководитель Калмыкии Алексей Орлов. – «НГ») на пресс-конференции 20 марта заявил о намерении изучить проблему, – прокомментировал ситуацию «НГ» пресс-секретарь главы Калмыкии Буянча Галзанов. – Если будут какие-то реальные основания для переживаний насчет чьих-то особых претензий на эпос «Джангар», то будем вмешиваться. Но, очевидно, пока необходимы предварительные консультации с представителями ЮНЕСКО».
Спор калмыков и китайцев относительно прав на эпос «Джангар» не сводится лишь к тому, кто первый подаст соответствующую заявку в ЮНЕСКО, предположил Галзанов. «Проблема гораздо серьезнее и, скажем так, фундаментальнее. Важное значение имеет датировка эпоса, и здесь до сих пор нет единого мнения. Калмыки считают, что «Джангар» был создан ойратами 575 лет назад. Однако если признать правоту китайцев, которые считают, что эпос гораздо древнее и был создан 1 или даже 2 тыс. лет назад, тогда претензии Китая окажутся совершенно обоснованными», – отмечает пресс-секретарь.
Элиста