В разгар летнего туристического сезона в Крыму проблем с водоснабжением не будет. Имеющиеся трудности, как и в 2014 году, должны решить трубопроводные подразделения Российской армии, которые совместно с местными работниками водного хозяйства будут добывать и транспортировать воду из артезианских скважин. О переброске на полуостров около 500 военнослужащих-трубопроводчиков и 200 единиц техники из состава бригад материально-технического обеспечения (МТО) Западного и Восточного военных округов (ЗВО и ВВО) сообщил в субботу заместитель министра обороны генерал армии Дмитрий Булгаков.
Помощь военных лишь отчасти решает проблемы снабжения Крыма водой. Как отмечает министр жилищно-коммунального хозяйства Крыма Александр Жданов, до воссоединения полуострова с Россией потребности жителей полуострова в воде на 85% обеспечивал Северо-Крымский канал (СКК), идущий от Днепра из Херсонской области. Когда Крым стал российским, украинские власти канал перекрыли. Но полной водной блокады не получилось, поскольку на полуострове значительные запасы воды находились в водохранилищах и правительство полуострова, чтобы упредить проблему, уже в мае начало добывать воду из артезианских скважин. Тогда в Крым для этого был переброшен трубопроводный батальон бригады МТО ЗВО Минобороны. С мая по октябрь 2014 года военнослужащие батальона МТО развернули шесть линий трубопроводных магистралей в пяти направлениях протяженностью 125 км и подали жителям Крыма более 700 тыс. куб. м питьевой воды. В конце года батальон МТО перебазировался на зимние квартиры в Нижегородскую область.
Но, как видим, ненадолго. Уже в январе 2015 года глава Республики Крым Сергей Аксенов опять обратился к руководству Минобороны с просьбой организовать водоснабжение на полуострове. По указанию министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу туда для этих целей откомандированы уже два трубопроводных батальона.
По информации военного ведомства, группировка трубопроводных войск на полуострове будет удвоена по сравнению с прошлогодней. А объем задач по прокладке труб, который придется выполнить, будет больше в три раза. При этом производительность труда по перекачке воды будет практически значительно выше. В этом году, по словам генерала Булгакова, «на полуострове будут развернуты 48 временных линий полевых магистральных трубопроводов общей протяженностью около 370 км». Их производительность составит около 100 тыс. куб. м воды в сутки. То есть с весны по осень 2015 года трубопроводчики должны перекачать более 22 млн куб. м питьевой воды. Эти цифры выглядят внушительнее, если учесть, что военное ведомство обязуется полностью обеспечить водой такие города, как Керчь, Феодосия и Судак.
По информации правительства Крыма, потребности полуострова в пресной воде до 2020 года без учета расходов на орошение, промышленность и туризм составляют 244 млн куб. м в год. При этом министр экологии и природных ресурсов Крыма Геннадий Нараев отмечает, «что из подземных источников мы будем добывать в год около 140 млн куб. м». Остальное – это вода, собираемая в водохранилищах из речушек, имеющихся на полуострове преимущественно в горной местности, а также вода, полученная в опреснительных установках (доли процента от всего ее количества на полуострове). Эти объемы с учетом созданной временной трубопроводной схемы, а также бурения новых скважин глубиной от 110 до 180 м, при участии Минобороны будут обеспечены. Со временем военные трубопроводы заменят на стационарные.
Однако главную проблему – с обеспечением водой сельскохозяйственных угодий – вряд ли удастся решить. Как отмечает председатель Госкомитета по водному хозяйству и мелиорации Крыма Игорь Вайль, «хоть мы весь Крым разбурим, но не получим такое количество воды, чтобы наши сельскохозяйственные предприятия работали хотя бы в прежнем объеме». По данным чиновника, площадь орошаемых земель в Крыму составляет порядка 150 тыс. га. В 2014 году организовать полив сельскохозяйственных культур сумели только на 17,7 тыс. га. Таким образом, альтернативы воды из ССК, похоже, на полуострове нет.
В феврале 2015 года в Крыму побывала делегация депутатов Госдумы, которая изучала там водную проблему. По мнению заместителя председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максима Шингаркина, прекращение подачи днепровской воды в Крым по Северо-Крымскому каналу является актом нарушения прав человека. «Этот вопрос находится не в экономической, а в политической плоскости, поэтому должен решаться на межгосударственном уровне», – заявил депутат. Но еще в октябре 2014 года крымские власти объявили о вероятности проведения переговоров между властями Украины и России по вопросу подачи воды на полуостров по Северо-Крымскому каналу. Но со временем поняли, что быстро это не произойдет. Как заявил на прошлой неделе Игорь Вайль, Совет министров Крыма намерен обратиться в Министерство иностранных дел России с просьбой создать рабочую группу по решению вопроса подачи днепровской воды из Украины по СКК. Пока же на уровне правительства и МИДа такая проблема в Москве не обсуждается. Хотя совсем недавно с призывом к президенту Украины Петру Порошенко открыть для Крыма СКК обратились руководители 20 крымско-татарских общественных и религиозных организаций полуострова. Ответ из Киева на эту просьбу не получен. Москва эти инициативы тоже не комментирует.