Тимофей Кутыгин во время Великой Отечественной войны отличился во многих боях. Фото с сайта www.iremember.ru |
Житель Калмыкии 92-летний ветеран Великой Отечественной войны Тимофей Кутыгин более 70 лет не может получить заслуженную награду – Звезду Героя Советского Союза. Российские, а до этого советские чиновники не готовы простить Кутыгину, что его подвигу в 1943 году предшествовал немецкий плен. В канун 70-летия Победы в Калмыкии рассчитывают, что историческая справедливость в отношении ветерана будет восстановлена.
О наградном казусе Кутыгина в очередной раз вспомнили на пресс-конференции главы Калмыкии Алексея Орлова. Один из журналистов обратился к главе региона с просьбой помочь восстановить справедливость в отношении семи уроженцев Степной республики, представленных в свое время к званию Героя Советского Союза, но не получивших его по дискриминационным причинам. Один из них – Тимофей Яковлевич Кутыгин, 1922 года рождения, русский, уроженец хутора Хлебный Улан-Хольского улуса Калмыцкой АССР (ныне – Лаганский район Калмыкии).
В наградном листе с описанием подвига сержанта Кутыгина (имеется в распоряжении «НГ»), подписанном 1 июля 1944 года командиром 810-го артиллерийского полка 270-й стрелковой Демидовской дивизии подполковником Тесленко, говорится, что командир орудия Кутыгин с января 1943 года отличился во многих наступательных боях. В том числе – в боях под Белгородом и при прорыве немецкой обороны под Витебском.
«Пушка товарища Кутыгина во всех боях находилась на прямой наводке. В боях под городом Демидов 23 сентября 1943 года пушка попала в окружение, но прорвалась из окружения под сильным огнем до роты преследовавших солдат (противника), – говорится в наградном листе. – При прорыве обороны противника северо-западнее Витебска, вырвавшись вперед, трижды открывал огонь прямой наводкой по отступающему противнику. Первым со своим орудием форсировал Западную Двину и продолжал преследование в боевых порядках пехоты».
Как отметил в наградном листе подполковник Тесленко, «товарищ Кутыгин имеет на своем счету три средних танка, более двух десятков уничтоженных станковых пулеметов, ручных пулеметов – 28, минометов – 8, орудий – 3, до двух рот противника» и «за проявленное мужество и отвагу достоин звания Героя Советского Союза».
Однако уже 20 августа 1944 года подполковника Тесленко «поправили» вышестоящие начальники: приказом по войскам 6-й гвардейской армии Прибалтийского фронта № 0199/н сержант Тимофей Кутыгин был награжден вместо Золотой Звезды Героя орденом Красного Знамени.
Уже после войны Кутыгин и его родные пытались выяснить, почему не было исполнено наградное представление комполка Тесленко, однако ничего внятного от чиновников не услышали.
«В 1990 году я был военкомом города Элисты и подготовил в Москву повторные представления на Тимофея Яковлевича Кутыгина и Эренцена Лиджиевича Бадмаева, – рассказал «НГ» председатель республиканского совета ветеранов Владимир Овечкин. – Благодаря другому нашему Герою Советского Союза генералу Валерию Николаевичу Очирову и нашему поэту Давиду Никитовичу Кугультинову, документы на Кутыгина и Бадмаева дошли лично до Горбачева. Однако на обоих 5 мая 1990 года пришел отказ».
Как вспоминает Владимир Овечкин, в отказном письме была подчеркнута красными чернилами национальность Бадмаева – калмык. Скорее всего именно по этой причине ему было отказано в Золотой Звезде Героя: с декабря 1943 года калмыки были репрессированы по приказу Сталина и депортированы в Сибирь. В отношении же Кутыгина в Элистинский военкомат устно сообщили, что он в начале войны побывал в немецком плену, а норм сталинского приказа № 227 «Ни шагу назад!» и в эпоху перестройки, оказывается, никто не отменял: бывшие военнопленные Героями Советского Союза быть не могут, невзирая ни на какие их дальнейшие подвиги.
Получить комментарий у самого Тимофея Кутыгина «НГ» не удалось – вчера ему была сделана сложная операция в одной из волгоградских клиник, куда ветеран был доставлен из Элисты.
«История дикая и нелепая одновременно, – прокомментировал ситуацию пресс-секретарь главы Калмыкии Буянча Галзанов. – Алексей Орлов заявил на пресс-конференции 20 марта о намерении добиваться справедливости в отношении наших фронтовиков. Будем обращаться во все инстанции, в администрацию президента, Минобороны. Затягивать с этим нельзя – герой может просто не дождаться своей награды».
Впрочем, у калмыцких ветеранов есть большие сомнения относительно восстановления исторической справедливости. Оказывается, еще пять лет назад из Москвы в регионы была спущена установка о том, чтобы новые наградные предложения на лиц, совершивших подвиги в годы Великой Отечественной войны, то есть на ветеранов, больше не направлялись. Рассматривать их просто не будут.
«Репрессивные нормы в отношении награждений российских ветеранов Великой Отечественной войны должны быть пересмотрены, – считает политолог Александр Стризое. – Несомненно, следует отказаться от установок сталинского приказа № 227 и не ставить принятие решения о награждении званием Героя страны в зависимость от нахождения в плену или на оккупированной территории. Тем более отвратительна наградная сегрегация по этническому признаку. Большинству оставшихся в живых ветеранов уже за 90. Поэтому нужно спешить с отданием им всех наших долгов, в том числе наградных».
Что касается «дела Кутыгина», то, по мнению Александра Стризое, здесь примером может стать история с награждением легендарного моряка Михаила Паникахи, погибшего при защите Сталинграда: «Сначала за свой подвиг Паникаха был награжден орденом Отечественной войны, а спустя несколько десятилетий получил за тот же самый подвиг звание Героя Советского Союза. Тимофей Кутыгин был награжден за свои подвиги орденом Красного Знамени в 1944 году. Но никто не мешает сегодня за эти же самые подвиги присвоить ему звание Героя России. Все в руках президента страны».
Элиста