0
1021
Газета Регионы России Интернет-версия

23.03.2015 00:01:00

Восемь оттенков российской коррупции


В последние годы принято более 80 антикоррупционных нормативно-правовых актов, но жизнь без взяток и откатов – по-прежнему лишь мечта. Почему борьба с мздоимством буксует, отчасти объясняется в информационном обзоре «Бизнес и коррупционные практики: мифы и реальность», подготовленном Национальным антикоррупционным комитетом (НАК) и опубликованном на сайте Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. В исследовании, посвященном «системным практикам отношений между коррупционным и легальным бизнесом», рассматриваются восемь моделей таких взаимоотношений.

Один к семи

Участники только одной из них – «активное противодействие коррупционным практикам» – способны противостоять коррупции. Подобная стратегия, отмечает НАК, становится реальной политикой некоторых крупных компаний, которые «развивают систему внутреннего контроля и противодействия злоупотреблениям».

Остальные семь моделей эксперты относят к коррупционным. Это и распространенный тактический ход – лоббирование бизнес-интересов через принятие нужных законов. Также обыденными стали истории с распределением госзаказов аффилированным компаниям. Подобные сделки не редкость даже при реализации федеральных целевых программ. НАК описывает и другие примеры.

Глава комитета Кирилл Кабанов объясняет соотношение «один к семи» тем, что коррупция за несколько десятилетий превратилась в бизнес и многие с этой ситуацией смирились. Так, для средних российских компаний характерна тактика «ожидание и неучастие». В качестве примера приводятся участники конкурса на поставку оборудования для ГК «Спецстрой». По словам Кабанова, все компании хорошо знают друг друга, поэтому для них удивительно, когда победителем тендера становится «непонятный ИП». Они догадываются, что присутствовал коррупционный сговор, но не противодействуют этому в надежде, что следующий конкурс выиграет кто-то из них.

Мимикрия иностранцев в России

Примечательно, что в этих схемах активно участвуют крупные иностранные компании, которые у себя дома законы не нарушают. Так, Shell и Total, по данным НАК, платят коррупционную ренту за прохождение товаров через российскую таможню. Памятны некоторые истории, связанные с участием Siemens, DaimlerChrysler и даже IBM.

В эту компанию попала и шведская корпорация ИКЕА, которая «использовала административный ресурс в конфликте с дольщиками сельхозпредприятия КСП «Химки». НАК напомнил, что в 90-х годах ИКЕА, используя связи в химкинской администрации, приобрела принадлежавший фермерам участок земли в 20 га в ближнем Подмосковье (на Ленинградском шоссе за МКАД). Причем выкупила его по цене в 105,5 млн руб. вместо 1 млрд руб. В прошлом году было заведено уголовное дело: следствие подтвердило факты мошенничества со стороны корпорации при выводе земельных активов, но расследование, по данным НАК, «постоянно буксовало», а недавно дело «было передано в УМВД по городскому округу Химки и почти сразу закрыто».

В исследовании также рассматривается конфликт ИКЕА и предпринимателя Константина Пономарева. Его компания в 2006–2010 годах поставила в торговые центры «МЕГА» в Санкт-Петербурге дизельные электростанции, но в какой-то момент ИКЕА перестала оплачивать аренду, продолжая пользоваться оборудованием. В ходе судебных разбирательств, утверждает Кирилл Кабанов, корпорация угрожала Пономареву «связями в силовых структурах и других высших органах государственной власти РФ», пыталась обвинить его в мошенничестве, но в итоге заключила мировое соглашение. Не исключено, что из-за скандала, говорится в обзоре НАК, – шведская газета Expressen сообщила, что «менеджмент российской «дочки» ИКЕА одобрил взятку за подключение тех самых магазинов «МЕГА» в Санкт-Петербурге к электросетям «Ленэнерго». После этого «ряд топ-менеджеров ИКЕА были уволены».

НАК вспоминает и еще один конфликт ИКЕА – с Евгением Чакаром, в котором «также присутствовало уголовное разбирательство, возбужденное по факту мошенничества». Однако дело не дошло до суда, так как, по данным антикоррупционного комитета, «из ГСУ Московской области исчезли семь томов уголовного дела».

Болезнь в норме

При этом ИКЕА, как и многие другие транснациональные компании, тщательно создает себе в России имидж борца с коррупцией. Такую деятельность НАК называет «тактикой хамелеона». «Как только начинают предъявлять к ним претензии, они кричат, что это коррупционный наезд и давление на бизнес», – говорит Кирилл Кабанов. Он считает, что опасный миф о якобы антикоррупционности иностранных корпораций должен быть развенчан. Для этого необходимо выработать стратегии противодействия «хамелеонам». «Чтобы начать лечить болезнь, надо сначала понять все ее симптомы и честно говорить о существующих проблемах», – отметил глава НАК. Он сообщил, что комитет направил обзор в государственные органы, чтобы инициировать обсуждение и совместно выработать стратегию для минимизации коррупции.

Пока же напрашивается вывод: коррупционные отношения остаются нормой жизни для предпринимателей и кормушкой для чиновников.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1424
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3315
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2406
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1933

Другие новости