Журналисты Северной столицы протестуют против новых правил посещения Мариинского дворца. Кадр из видео YouTube
«Кукушкино гнездо» – такое неформальное название получил в последнее время Мариинский дворец в Питере, где находится Заксобрание. Это ассоциация не со скорбным заведением, описанным в романе Кена Кизи, а со скромной труженицей аппарата Аленой Кукушкиной, отвечающей за материально-техническое снабжение. Оказалось, что частью этого снабжения она считает городских журналистов. Кукушкина придумала новый порядок нахождения прессы во дворце, который журналистов категорически не устраивает.
Повестка дня вчерашнего заседания не таила сюрпризов. Как обычно, нашлось место для пафосных выступлений Виталия Милонова, который обвинил депутата Марину Шишкину в том, что в нее «вселился сатана» и с помощью Марины Анатольевны проникает в зал заседаний, чтобы искушать депутатов в Великий пост. Спикер Вячеслав Макаров даже пожурил парламентария и попросил «не переходить на личности». Потом Милонов предложил расстреливать всех торговцев наркотиками и «кормить ими собак», а пока этого нельзя, пожизненно «гноить их в тюрьмах». Депутат-эсэр Любовь Седейкиене возмущалась недопуском депутатов на отчет главы Приморского района. Заксобрание направило своих представителей в разные комиссии: по повышению эффективности расходования бюджета, по конкурсному отбору на предоставление субсидий для городских фестивалей, по закупке товаров и услуг для метрополитена и пр. Одним словом, обычная рутина.
Но, несмотря на скучную повестку, вчера к Мариинскому дворцу пришло много журналистов, как постоянно аккредитованных, так и заказавших разовые пропуска. Накануне выяснилось: в связи с тем, что пресса неправильно осветила «шаманскую историю» (см. «НГ» от 12.03.15), за ней сейчас глаз да глаз. Если постоянно аккредитован – сразу после полицейского поста надо идти в пресс-службу и сообщать, зачем идешь. Если пропуск разовый, надо дождаться сопровождающего из пресс-службы. Без него нельзя брать интервью у депутатов. Пишущая и снимающая братия тут же начала опыты на сотрудниках Заксобрания: так, один журналист заставил девушку, приставленную к нему в качестве эскорта, провожать его до буфета, потом до туалета (запрета пить кофе и отправлять естественные надобности в новых правилах все же нет).
Вчера представители «Фонтанки», «Росбалта», «Новой газеты в Петербурге» и других СМИ собрались у здания в футболках «Нет цензуре» и плакатами такого же содержания. Цель, как рассказала «НГ» журналист Александра Гамаржапова, была следующая: «Войдя в здание, пресса расходится по разным его точкам – найдется ли столько сопровождающих в пресс-службе», то есть показать весь абсурд ситуации. Но уже на входе людей в футболках пытались не пустить. Аккредитованных пустили, их коллег с разовыми пропусками удалось внедрить в здание с помощью депутата-яблочника Бориса Вишневского («Яблоко» уже сделало заявление о нарушении прав прессы). Часть журналистов замаскировалась – футболки сняла и надела их уже перед залом заседаний. Но перед дверями стояла Алена Кукушкина. И никого в зал не пустила. Поскольку есть внутренний регламент. Правда, запрета на ношение футболок в документе не обнаруживается.
В перерыве спикер Макаров так и не смог объяснить, почему журналистами и пресс-службой распоряжается человек, ответственный за лампочки и стулья. Зато он сказал, что права журналистов нарушаться ни в коем случае не будут, а Кукушкина ему не родственница (была и такая версия).
В журналистском сообществе мнения сейчас разнятся. Многие считают, что разумным был бы бойкот Заксобрания вообще, по принципу «им же хуже будет, если никто не будет их освещать». Лауреат «Золотого пера» этого года Сергей Шелин оптимистичен: «Надеюсь, это только весеннее обострение, как говорит Песков по другому поводу. То есть пройдет. Но ручаться за них не могу, конечно». На ходе заседания бунт журналистов за дверями зала не сказался никак. Ему не было уделено и пяти минут депутатского времени.
Санкт-Петербург