Москвичи предложили создать систему оценки пациентами качества работы медиков. Фото с сайта www.mos.ru
Московское правительство обсудило результаты краудсорсингового проекта «Московская поликлиника». Десятки тысяч жителей столицы на единой интернет-площадке делились мнениями о работе городских поликлиник и выдвигали предложения по ее улучшению. Почти 500 идей приняты властями в дальнейшую разработку.
В проекте зарегистрировались 58 тыс. москвичей. В общей сложности ими было подано более 27 тыс. идей о том, как снизить очереди в поликлиниках, повысить доступность записи к врачу, уменьшить необходимость посещения медицинских специалистов, повысить уровень комфорта и качество обслуживания в поликлиниках. Жители также обсуждали, какой должна быть идеальная поликлиника, а еще – какой должна быть ответственность пациентов, систематически не являющихся на прием к врачам.
На основе этих предложений были сформулированы 482 конкретные меры по улучшению работы поликлиник. Москвичи, в частности, советуют создать систему оценки пациентами качества работы медиков, напоминать о записи на прием через sms или по электронной почте, чаще использовать врачебные консультации по телефону, создать возможность электронного заказа медицинских документов и многое другое.
«Мы очень рассчитывали, что получим большой материал для правильного анализа и принятия мер, надеялись на очень активное участие жителей в этом проекте, и наши надежды оправдались, – сказал руководитель Департамента здравоохранения Алексей Хрипун. – Мы получили беспрецедентную регистрацию и участие активистов в обсуждении проблем, получили огромное количество предложений, все они очень толковые, конкретные, по делу, и впереди нас ждет большая работа».
Организация проекта была очень тяжелой, признается руководитель Московского центра открытого правительства Наталья Климова: за четыре дня на интернет-площадке было размещено комментариев на 100 полноценных жалобных книг. «Что порадовало – насколько была спокойная, конструктивная работа. Не было конфликтных ситуаций», – отмечает Климова.
Несмотря на очевидную остроту темы, конструктивное общение позволило снизить накал эмоций. Один из комментаторов, например, написал, обращаясь к врачам: «Не могу сказать, что у меня убавилось к вам претензий, но понимания и сочувствия к вашей работе прибавилось точно». «Это такой нематериальный бонус от площадки: мы, собрав за короткое время огромное количество людей, показали, что можем услышать друг друга, понять сложности и выработать общее решение», – подчеркивает Климова. Она также напомнила, что это уже шестой по счету краудсорсинговый проект в Москве, и почти 90% идей, которые были предложены жителями ранее, были реализованы.
«У меня даже не было сомнений, участвовать или нет, участвовать обязательно, – признается Елена Комарькова, постоянная участница всех московских краудпроектов. – Нам, москвичам, обычным жителям, эти проекты позволяют выдвинуть идеи, предложения, смотреть и контролировать, как они реализуются. Самое ценное, что наши идеи услышаны и реализованы. И всем москвичам советую участвовать в этих проектах».
Еще одна польза от краудсорсинговых проектов в том, что они позволяют профессиональному сообществу взглянуть на себя со стороны. «Есть вопросы, которые должны быть прерогативой для компетентного, профессионального обсуждения, которым мы занимаемся, – отметил Хрипун. – Но объем предложений, которые делают москвичи, в разы превышает наши собственные мысли и предполагаемые решения. Мы имеем уникальную возможность сравнить наше собственное коллективное представление о тех или иных мерах с ожиданиями москвичей».
А заместитель руководителя аппарата мэра и правительства Москвы Наталья Катаева обратила внимание, что краудсорсинг – один из двух стандартов работы властей столицы с горожанами. Есть еще один проект – «Активный гражданин», в рамках которого проводятся опросы москвичей по важным для города проблемам. «Мы понимаем, что краудсорсинг – это все-таки не все москвичи. Поэтому все предложения, которые у нас формируются на краудсорсинговых площадках, мы выдвигаем на обсуждение на «Активном гражданине», где сегодня есть миллион пользователей. Мы понимаем, что есть плацдарм москвичей, которые основной удар взяли на себя: сформировали идеи, обсудили. Эти идеи мы отдаем миллиону москвичей, чтобы они высказали свою позицию. Этот этап еще предстоит. А сейчас мы на той стадии, когда работу закончил форпост москвичей».