Экспозиция танки – главное религиозное и культурное событие Калмыкии этой весной. Фото с сайта www.khural.ru
Уникальная большая буддийская танка «Зеленая Тара» демонстрируется в Элисте. Шелковая икона постоянно хранится в Ставропольском государственном музее, однако была на несколько недель доставлена в калмыцкую столицу, где стала главным религиозным и культурным событием наступившей весны. Экспозицию императорской «Зеленой Тары» в Национальном музее Калмыкии им. Пальмова посетили несколько тысяч человек.
Большая буддийская танка «Зеленая Тара» была изготовлена более 100 лет назад, по разным оценкам, в конце XIX или начале XX века. «Икона представляет собой шелковое полотно высотой в 3 м и шириной в 2 м. Танка полностью вышита золотыми и серебряными нитями, – рассказал «НГ» врио министра культуры Калмыкии Николай Санджиев. – Изображение «Зеленой Тары» было вышито к юбилейным торжествам по случаю 300-летия Императорского дома Романовых. За несколько лет до этих празднований в главном хуруле Большо-Дербетовского улуса, расположенного в Башамте (ныне райцентр Городовиковск. – «НГ»), были со всей Калмыцкой степи собраны мастерицы-златошвеи, девочки 10–14 лет. На протяжении 18 месяцев они вышивали танку». В 1913 году «Зеленая Тара» была выставлена для поклонения в башамтинском хуруле.
По словам Николая Санджиева, изображение «Зеленой Тары» состояло из трех частей – та, что сегодня демонстрируется в Элисте, является центральной частью буддийского триптиха. Две боковые танки, меньших размеров, к сожалению, утрачены.
Согласно буддийской религиозной традиции, «Зеленая Тара» – это женщина-бодхисаттва, достигшая совершенства и освобождения, но отказавшаяся от ухода в нирвану из сострадания к людям. Она считается защитницей от всех бед и несчастий, а ее изображения являются для верующих калмыков своеобразным магическим щитом.
«Зеленая Тара» родилась из слезы Будды милосердия и сострадания – Авалокитешвары, – сказал «НГ» пресс-секретарь главы Калмыкии Буянча Галзанов. – Это наиболее популярный женский образ в буддийском пантеоне. Известна 21 форма «Тары». В Калмыкии, как и в Тибете, Монголии и Бурятии, особенно почитаются «Белая Тара» (Цаган Дярк) и «Зеленая Тара» (Ноган Дярк)».
По словам Галзанова, «Зеленую Тару» также называют «Матерью Тарой» и просят почти обо всем, поскольку она воплощает в себе сострадательность и внимание ко всем живым существам»: «К «Зеленой Таре» обращаются как к воплощению всех просветленных, к утешительнице и защитнице, быстро отзывающейся на просьбу о помощи. Это покровительствующее божество, проявляющее ко всем сострадание и любовь, сравнимые с заботой матери о своих детях».
«Считается, что, когда человек моргает, за то время, пока его глаза закрыты, «Зеленая Тара» успевает тысячу раз облететь вокруг Земли. Поэтому она успевает помогать каждому, кто ее об этом попросит», – пояснили «НГ» в Центральном хуруле Калмыкии. По словам буддистов, человек, начитывающий мантру «Зеленой Тары» («Ом Таре Туттаре Туре Сууха»), побеждает всех демонов, уничтожает препятствия на жизненном пути и достигает исполнения желания.
Демонстрируемая в Музее им. Пальмова танка с изображением «Зеленой Тары» сама является воплощением чуда, уверены калмыцкие буддисты. После атеистических погромов 20–30-х годов ХХ века «императорская» «Зеленая Тара» исчезла. «Обнаружила центральную часть триптиха на ставропольском рынке в 1943 году сотрудница Ставропольского краеведческого музея Татьяна Минаева. Это произошло совершенно случайно, вскоре после освобождения города от немецких оккупантов. Как вспоминает Минаева, она выкупила танку за две буханки хлеба. Это было очень дорого по голодным военным временам», – рассказал «НГ» Николай Санджиев.
С 60-х годов изображение популярного буддийского божества стало одной из главных частей экспозиции Ставропольского государственного музея-заповедника им. Прозрителева и Праве.
Выставка «Зеленой Тары» в калмыцкой столице продлится до 1 октября. Экспозицию посмотрели несколько тысяч жителей республики. В октябре шелковая буддийская икона вернется в Ставрополь. По словам Буянчи Галзанова, речь о возможной передаче «императорской» «Зеленой Тары» на постоянное хранение в Элисту пока не идет: «Икона является собственностью ставропольского музея. Уже одно ее обретение, возможность увидеть являются для калмыков добрым знаком».
По словам Николая Санджиева, в 90-е годы власти Степной республики предпринимали попытку вернуть «Зеленую Тару» из Ставрополя в Калмыкию: «Однако попытка была неудачной. Понять ставропольцев можно – танка является одним из главных экспонатов основного фонда Ставропольского государственного музея-заповедника. Они считают буддийскую икону уникальным экземпляром своей музейной коллекции и вряд ли согласятся с ним расстаться».
Элиста