Экономический кризис заставил объединиться таксистов Поволжья и юга России. Сегодня в Волгограде проходит межрегиональное совещание представителей компаний, занимающихся частными пассажирскими перевозками. По версии наблюдателей, совещание является попыткой снять угрозу забастовки таксистов в нескольких регионах страны.
Совещанию в Волгограде предшествовала февральская забастовка таксистов, протестовавших против низких тарифов и экспансии на рынке частных пассажирских перевозок «диких перевозчиков» – нелицензированных такси. Как сообщает информагентство «Волга-медиа», проблемы волгоградских таксистов оказались актуальными и для их коллег из соседних регионов, поэтому в сегодняшнем совещании примут участие представители таксистских фирм из Саратовской, Астраханской областей и Калмыкии.
«Пожалуй, впервые таксисты соберутся в таком количестве, чтобы выдвинуть свои предложения по регулированию рынка», – отмечают волгоградские чиновники, обещая, что в диалог с водителями вступят представители исполнительной и законодательной власти, а также контролирующих ведомств.
«Экономический кризис реанимировал понятие корпоративной солидарности, – считает политолог Дмитрий Савельев. – Политические партии и традиционные профсоюзы защитить социально-экономические интересы граждан сегодня не в состоянии. Поэтому появился запрос на корпоративную инициативу, на коллективное отстаивание корпоративных интересов. Таксисты оказались в авангарде этого процесса, возможно, потому, что, как правило, частным извозом занимаются люди, потерявшие все иные источники доходов. Отступать им дальше просто некуда, и это делает таксистов наиболее активным протестным сообществом».
Февральская забастовка таксистов, прошедшая в целом ряде регионов России, показала, что именно эта профессиональная корпорация раньше других отреагировала на снижение уровня жизни, начавшегося во второй половине 2014 года. Примечательно, что таксисты не только требовали увеличения тарифов, но также протестовали против порядков, сложившихся внутри их компаний. Так, в Волгограде водители жаловались на непонимание со стороны диспетчерских служб и на двойные стандарты в деятельности таксистских фирм.
«Мы ждем, что на совещании будут подняты вопросы внутренней организации работы такси, а также лицензирования нашей деятельности, – сказал «НГ» волгоградский таксист Борис Чумаков. – Мы готовы работать в законном поле, однако у большинства водителей просто нет денег, чтобы приобрести лицензию и оформить все документы, как положено».
Впрочем, корпоративные проблемы таксистов пока не слишком волнуют пассажиров. Судя по опросам, большинству волгоградцев безразлично, какие такси возят их по улицам города – легальные перевозчики или случайные «бордюрщики». Впрочем, считает политический эксперт Евгений Калинин, «общественный интерес к проблемам такси неизбежно проявится, как только будут повышены тарифы на проезд или возникнут реальные проблемы обеспечения безопасности пассажиров».
«Я не исключаю, что итогом совещания в Волгограде станет создание межрегиональной ассоциации таксистов, которая и займется в дальнейшем переговорами с властями муниципалитетов и регионов, а также организацией протестных действий водителей», – предположил Евгений Калинин. По его мнению, факторов, способствующих укреплению корпоративной солидарности таксистов, становится все больше: «И это не только ухудшение экономической ситуации, но и рост преступности. Жертвами нападений, ограблений и убийств, все чаще становятся именно таксисты».
Дмитрий Савельев полагает, что одной из целей волгоградского совещания является попытка властей предотвратить дальнейшую радикализацию таксистского сообщества и вероятную новую забастовку водителей.
Волгоград